Молодой дизайнер Никита Ивановский шьёт платья в стиле XIX века. В них выступают на городских балах. Один наряд весит около пяти килограммов. Моделей ищет в студенческом общежитии. Откуда берутся идеи и деньги на увлечение, сколько ткани нужно на одно платье, Никита рассказал «Вечёрке».
Интерес пробудила «Герцогиня»
— В фильме меня до глубины души затронули формы, декор и материалы, окружавшие героиню и её подруг, — говорит Никита.
С тех пор стал интересоваться женскими нарядами: сначала платьями XVIII века, позже, когда учился в колледже, перешёл на XIX век.
— В моде всегда присутствует эклектика — включение черт более раннего периода, — объясняет Никита. — Например, основы стиля ампир взяты из эпохи античности, бидермейер — что-то перенесли из Возрождения, эпоха кринолинов — из рококо.
Первое платье сделал из штор
Первое платье Никита пошил два года назад к открытию музея-усадьбы Огинского. Тогда его вместе с одногруппниками отправили на пленэр, где должны были рисовать женщин в старинных костюмах.
— Первое платье было сделано из штор, — рассказывает Никита. — Мне отдали ненужные шторы — и началось! Я поехал в швейный магазин, купил весь инструмент для шитья, декоративные элементы и нитки. Швейной машинки у меня не было, и я сшил вручную за три дня. Жаль, что на пленэре весь день шёл дождь, поэтому работы не осталось. Только фотографии, воспоминания и моё первое платье.
Позже Никита стал придумывать платья к городским балам. Коллекция постепенно пополнялась. В его нарядах танцевали на экзамене по историко-бытовому танцу, выступали на конкурсе «Мисс колледж искусств». Творчество юноши вышло за пределы колледжа.
— Мне позвонили режиссёры конкурса «Гарадзенская беларусачка». Конкурсанткам нужно было стать дамами прошлого, а мои платья прекрасно подходили для этого, — говорит дизайнер.
Шьёт по картинам и фильмам
Платья Никиты не плод фантазии. Они сделаны на основании реально существовавших когда-то нарядов. Перед тем как шить, Никита долго и скрупулёзно изучает исторические биографии, смотрит документальные и художественные фильмы, читает. Изучает платья по картинам, на которых изображены дамы XIX века.
— Есть ещё тысячи музейных экспонатов, модных журналов с платьями тех лет, — дополняет Никита. — Так я изучаю модные тенденции и детали того периода. Это позволяет дополнять ими силуэт, положенный в основу платья.
Чтобы пошить одно платье, нужно около шести-семи метров ткани! Весит оно примерно пять килограммов.
— Платье — это два-три килограмма. Плюс всё, что под ним: корсеты, кринолин, нижние юбки. Столько же весили наряды и в те времена, — улыбается модельер.
Самое дешёвое обошлось в 100 рублей, самое дорогое, красно-белое, — 500 рублей. На пошив уходит не более десяти дней — всё зависит от срочности.
Процесс пошива — довольно сложный, но интересный. Мелкие детали приходится шить вручную.
— Покупаю нужные ткани, нитки. В качестве моделей выступают знакомые девчонки из общежития. Обязательное условие — девушка должна быть в корсете, это основа платья, силуэта. Потом раскраиваю, делаю ещё одну примерку: становится понятно, где убавить, где прибавить. Корсеты покупаю через интернет, потому что шить их сложно. По правилам, к каждому платью нужен отдельный корсет. Но они довольно дорогие, потому у меня пока есть только четыре.
Единственная проблема — с тканями:
— В Гродно не очень большой выбор хороших тканей, — говорит Никита. — Натуральных почти не найти, поэтому шью из синтетических. Выбираю в основном по цвету и фактуре.
Модельер хочет пополнить коллекцию ещё одним нарядом. В стилистике эпохи модерн попытается воссоздать свадебный наряд 1908 года.
— Это дело меня полностью захватило. Оно для меня — смысл жизни, — признаётся Никита.
Справка «ВГ»
Никита Ивановский — дизайнер, выпускник Гродненского колледжа искусств. Создал коллекции из одиннадцати платьев, сшитых по моде XIX века. В 2016 году участвовал в конкурсе «Новые имена Беларуси». В апреле этого года организовал бал в Новом замке в стилистике «кринолинной эпохи». В его платьях выходили на сцену финалистки городского фольклорного конкурса «Гарадзенская беларусачка».
Фото Сергея Морозова