В небо над Юбилейным озером взмывают вертолёты, самолёты лёгкой авиации, а также парапланы и радиоуправляемые модели. В эти выходные здесь проходит третий гродненский авиафестиваль.
«Ястребы» покоряли небо «этажеркой» и «веером»
Импровизированная зрительская площадка старейшего аэродрома «Каролино» заполнена людьми и авиатехникой. Зрители приехали посмотреть на самолёты, познакомиться с пилотами.
Сразу после торжественного открытия фестиваля публика собралась возле вертолёта МИ-8 — он первый готовится ко взлёту в воздух. С шумом и треском начинают вертеться лопасти, и вскоре вертолёт отрывается от земли. Волна ветра буквально сбивает с ног, но это не заставило отойти назад изумлённых зрителей. Вертолёт быстро набирает высоту в три тысячи метров.
Вскоре в небе появляются семеро парашютистов. Это «Белорусские ястребы» — команда ВВС и войск ПВО. Ребята удивляли зрителей манёврами в воздухе. Они выполнили «этажерку» и «веер» – одни из самых сложных фигур купольной акробатики. Следом прыгали участники гродненского аэроклуба. Стоит отметить, что прыжки с парашютами совершали даже девушки.
Врач отметил юбилей
Среди только что приземлившихся парашютистов был заведующий 4-ым фтизиатрическим отделением Гродненского областного клинического центра «Фтизиатрия» Юрий Омельянчик. На фестивале он совершил свой юбилейный, трёхсотый прыжок. За ним наблюдала его жена вместе с сыном и дочерью. После приземления, Юрий рассказал нам о том, как началось его увлечение:
— Летать – мечта детства. Ещё в юности хотел поступать в военное авиационное училище, но судьба сложилась иначе, — улыбаясь рассказывает Юрий. — Первый свой прыжок совершил в Минске ещё в 2002 году. Тогда прыгал несколько раз. Спустя некоторое время оказался в гродненском аэроклубе, где прыгаю с парашютом уже шестой год.
Детей Юрия небо тоже влечёт:
— Моя дочь уже твёрдо знает, что с восьми лет можно совершать прыжок в тандеме с инструктором. И в августе на день рождения, я пообещал ей прыжок в качестве подарка. Она с нетерпением его ждёт.
Летчик хочет в небо
В то время девять легкомоторных самолётов из Бреста, Молодечно, Минска и других городов Беларуси прилетели на аэродром. Зрители разглядывали их с неподдельным интересом. Каждый норовил заглянуть в кабину, пилоты разрешали даже посидеть и сфотографироваться внутри.
Со знанием дела, по-хозяйски, один из самолётов Cessna рассматривал мужчина. Приняв его за хозяина, мы завязали разговор. Он действительно был пилотом, но только не этого судна:
— Я пилот в прошлом. Окончил авиационное училище и до 1992 года управлял вертолётами. Думаю, что и сейчас смог бы сесть за штурвал вертолёта. В самолёте ведь всё иначе, другая «начинка». Летал давно, а душа ведь болит! Вот и приехал сюда с семьёй, показать им авиатехнику и былое вспомнить.
Пилоты предлагали пролететь всем желающим. Полёт длиной в семь минут вокруг аэродрома стоит 40 рублей с человека, а посмотреть на Гродно с высоты за 10 минут можно за 60 рублей.
Самолёты приняли воздушный бой
В основном зрители рассматривали лёгкомоторные самолёты и огромный, яркий АН-2 — самолёт, которые используют в гродненском аэроклубе. Из-за этого маленькие радиоуправляемые самолёты оставались в тени. Но те немногие, кто поинтересовался и подошёл поближе, не остались разочарованы. Пилоты не предлагали прокатиться или попробовать управлять самолётом. Они предлагали понаблюдать за настоящими воздушными боями.
Воздушные бои — это своеобразная забава для пилотов радиоуправляемых самолётов. В течение пяти минут в воздухе находятся 5-6 самолётов. К хвосту каждого привязана лента длиной 5 метров. Задача – срезать винтом или крылом ленту соперника. Побеждает тот, чья лента останется длиннее.
Иван, гость фестиваля из Минска, рассказал о тонкостях воздушной забавы:
— Мой самолёт сделан специально для воздушных боёв. Он отдалённо напоминает самолёт второй мировой войны. Для того, чтобы улучшить свои шансы на победу, я приделал к крыльям своего самолёта кусочки наждачки. Такие уловки разрешены правилами, главное, чтобы не было выступающих деталей. Все самолёты должны быть сделаны по одному стандарту: одинаковый вес и электроника. Для объективности, к каждому самолету приставляется судья, который следит за тем, кто кому отрезал ленту, ведь за всеми одновременно уследить невозможно.
Стоит самолёт этого класса приблизительно 150-200 долларов, но собрать его самому дешевле – можно уложиться в 40. Конструкторы самолётов для воздушных боёв стараются удешевить их, ведь нередки и столкновения. А чтобы их избежать, нужны годы тренировок.
— Управлять таким самолётом не легче, чем машиной. Здесь нужно уметь не перепутать стороны, ведь когда самолёт переворачивается в воздухе вверх дном или летит по направлению к тебе, управление меняется зеркально. Для этого нужно представить себя внутри самолёта. Я учился с 12 лет, сейчас мне 27.
Бои не заставили себя долго ждать. Самолёты взлетали в небо прямо из рук пилотов. Ещё мгновение, и они сплелись в клубок, то нападая, то уворачиваясь друг от друга на огромной скорости. Куски лент отлетали, самолёты сталкивались, падали, и взлетали вновь, пока время не вышло. Победил красный самолёт: ему ни разу не срезали ленту.
Фестиваль продлится два дня. В воскресенье состоится выставка наземных экспозиций, а так же выступления парашютистов, полёты вертолётов, самолётов, паромоторов. Кроме того, с 9 утра будут разыгрываться сертификаты на бесплатный полёт на самолёте.