В этом году приехали белорусские творцы, среди которых знаменитый Сергей Гриневич, архитектор из Москвы Кирилл Кухарчук и художник из Лондона Джордж, правда, он уже 12 лет живет в Беларуси. Собирает всех Юрий Ремша: несколько лет назад бизнесмен переехал сюда из Гродно, построил усадьбу «Тры бабры» и ежегодно устраивает арт-пленэры. Всё, созданное во время творческой недели, остаётся в деревне. Поэтому не удивляйтесь, когда собирая здесь грибы, вдруг набредете на огромную деревянную гитару и скамейку напротив.
Художники трудятся на большой поляне, залитой солнцем. С самого утра и до позднего вечера здесь стучит молоток, жужжит пила и не смолкает смех. В этом году пленэр посвящен 500-летию с начала книгопечатания, поэтому англичанин Джордж рисует Франциска Скорину рядом с медведем. Творцы приезжают только со своими идеями. Всего за полторы недели идея превращается в законченный арт-объект.
Дизайнер Дмитрий Сурский придумал неваляшку в человеческий рост. Если качнуть ее – фигура начинает бить себя по бокам деревянными ладошками. На протяжении трех лет мастер работал над деревянной копией Пизанской башни. В этом году появился ее последний, седьмой этаж. Башню видно ещё на подъезде к усадьбе.
Скульптор Валентин Борздый из Минска мастерит из катушки и поддонов уменьшенную копию водяной мельницы. Его творение интерактивное: крутятся жернова, через лебедку подаются мешочки, в которые можно что-нибудь насыпать – например, песок. На первом этаже в мельнице – склад, на втором – работает мельник. На столике стоят его тарелка и кружка – совсем крошечные, но мастерски вырезанные из дерева.
– Удивительно, что пленэр проходит в рамках одной деревни, – говорит Валентин Борздый. – Такие мероприятия не всегда есть и в больших городах, а здесь небольшое Салатье! К тому же в таком миллионике как Минск, зрители разнесли бы мою мельницу на кусочки в считанные часы, а местные жители о наших скульптурах заботятся, иногда даже помогают: деталь принесут или инструментом поделятся.
Рядом работает архитектор Кирилл Кухарчук – белорус, перебравшийся в Москву. Под его долотом и молотком ожила страшная глубоководная рыба под названием удильщик. Она примечательна тем, что впереди себя всегда «носит» фонарь. У деревянной рыбы в Салатье тоже есть такой: он заряжается от солнца и загорается вечером.
– Сделал именно рыбу, потому что это первое, что пришло в голову, когда я увидел катушку, – поясняет Кирилл Кухарчук. – Нам нельзя распиливать катушки – нужно стараться оставить их максимально нетронутыми. В последнее время я много работаю для детей, поэтому решил сделать для них страшилку. Можно забраться внутрь рыбьей пасти и сделать забавное фото. Сейчас навожу последние штрихи – крашу рыбку, чтобы она стала яркой и привлекла внимание.
Творческим бредом называет Анатолий Скоморощенко свои «Три гарации» – объект из деревянных поддонов, вдохновленный картиной Рафаэля. Это три утрированных женских образа – в качестве украшений полиэтилен с пузырьками и черные мешки для мусора.
Художник Сергей Гриневич управился раньше всех и теперь отдыхает. Из катушки он сделал огромную мясорубку. Сергей говорит, что вечерами художники собираются за общим столом или у костра, общаются о творчестве. Ходят по грибы и на рыбалку, а ещё устраивают музыкальные вечера. Выступал, например, гродненский бард Виктор Шалкевич.
Все арт-объекты, созданные за время пленэра остаются в деревне Салатье. Посмотреть их можно в любое время. Больше всего необычных скульптур можно найти рядом с усадьбой «Тры бабры».
Справка «ВГ»
Чтобы попасть в обитель творчества, нужно проехать сорок километров от Гродно, миновать Поречье и держать курс к белорусско-литовской границе. Не забудьте паспорт! Деревню Салатье легко узнать по особенному знаку – большой божьей коровке, нарисованной на въезде в поселок. Милое насекомое вот уже три года охраняет Салатье и созывает сюда талантливых художников.