— Газосиликата в Коложе быть не может. Когда газосиликат встречается на старинных объектах — это ошибки. Возможен только вариант с использованием дерева, — говорит консультант отдела научно-проектных работ и реставрационного производства управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Светлана Краюшкина.
Она считает, что нужно использовать решение, которое уже прошло испытание временем:
— Деревянной стенке больше ста лет. Облик памятника уже сложился. Если мы не готовы говорить о закомарах и майолике, если у нас недостаточно оснований и исторических сведений, как сделать стену в кирпиче, мы её не делаем. А работаем максимально корректно, ничего не меняя, создавая надёжную конструкцию. Так контур храма будет закрыт. Реставрация — очень консервативная сфера, где нововведения опасны и даже недопустимы.
Сохранились воспоминания гродненцев, что деревянную стену меняли несколько раз в прошлом веке. То есть ей меньше ста лет. По словам специалиста Минкультуры, сделать окончательный вывод, что осталось из «родного», можно только после полного снятия обшивки. Тогда нужно разобраться, какое дерево живое и целое. Если обнаружится живой, «родной» брус, убрать части, которые потеряли несущую способность, а остальное нарастить. Есть технологии наращивания: соединять новый брус со старым с помощью клеевого состава и металлических элементов.
Светлана Краюшкина считает, что предстоящие работы можно назвать «ремонтом и усилением с элементами реставрации».
Напомним, в этом году в очередной раз остро встал вопрос о замене деревянной стены древнего храма из-за её ветхого состояния. На работы готовы выделить деньги из бюджета. Специалисты обсуждают, как это лучше сделать. Проектировщики прорабатывают три варианта: 1) деревянная стена, 2) из газосиликатных блоков, обшитая деревом, 3) из газосиликатных блоков, отделанная штукатуркой. Итоговое решение планируют принять на встрече в Минкультуры. Когда она пройдёт, пока неизвестно.