В 100 километрах от Вроцлава находится один из самых популярных курортных городов Польши — Поляница-Здруй. «Здруй» с польского переводится как «источник». Именно минеральная вода стала причиной возникновения в конце XIX века небольшой деревушки на реке Быстрица-Душницка. Сейчас это современный городок, ориентированный на оздоровительный отдых.
В городе нет промышленных предприятий, живёт 6400 жителей, которые заняты в сфере туризма. Отели, гостевые дома, апартаменты могут одновременно принять пять тысяч человек. Всего в воеводстве пять пятизвёздочных отелей: четыре находятся во Вроцлаве, ещё один — в Полянице.
— Сезон продолжается на протяжении всего года, поэтому у нас нет ажиотажа летом. Ежегодно город посещает от 150 до 200 тысяч человек. Одни отдыхают в городке несколько недель и проходят полный курс оздоровления, другие гостят на выходных. Найти летом свободные места в гостиницах практически невозможно. Средняя стоимость одного дня в санатории с проживанием, питанием и процедурами — от 100 злотых (около 47 рублей), отдых в пятизвёздочном отеле начинается от 600 злотых в день (290 рублей).
Четверо полицейских на весь город
В туристической сфере Поляницы крутится капитал польских бизнесменов. Здесь не ждут инвестиций из арабского мира — считают, что деньги шейхов только навредят.
— В соседней Чехии есть арабские санатории, но туда никто не хочет ехать, — говорит Ежи Терлецкий. — Вы поймите, что в таких оздоровительных центрах очень много особенностей: нет свинины в меню, женщины должны обслуживать женщин и так далее.
Ежи Терлецкий, инженер по образованию, руководит городом уже 19 лет. Это его пятый срок на посту. Долгое время гмина Поляница стабильно входит в топ-100 самых успешных в Польше по количеству заработанных средств и соответственно полученных налогов. Бюджет города — около 27 млн злотых (примерно 7 млн долларов). По словам мэра, люди понимают, что изменения во власти каждые четыре года не всегда приносят положительный результат, и голосуют «за Ежи».
Любопытно, что в администрации города занято всего 32 человека.
— Если чиновник говорит мне, что не успевает выполнить свою работу, я предлагаю ему взять себе помощника, но в этом случае зарплату они поделят пополам, — раскрывает мэр «секрет» управления. — По одному человеку занимаются архитектурой и охраной природы. На всю Поляницу и окрестности один комиссар и трое полицейских.
Для развития туризма нужно терпение
— Пока приезжают туристы, живёт Поляница, — говорит мэр. — Для наших жителей сфера оздоровления — основное местом заработка. Среднемесячная зарплата в сфере туризма — около 3000 злотых (770 долларов).
— Сколько зарабатывают владельцы санаториев, я не знаю, они не рассказывают, — шутит мэр. — Об их доходах знает только налоговая!
В сфере туризма работают не только поляки. Ежи Терлецкий говорит, что в городке, как и во всем регионе, много выходцев из Восточной Европы, особенно с Украины.
— Поляки всё-таки становятся больше похожими на западных европейцев: в конце рабочего дня смотрят на часы и ждут его окончания, — улыбается мэр. — Но никто никогда не скажет, что белорусы или украинцы — плохие работники.
Помимо экологической безопасности в Полянице важно, чтобы гости города свободно чувствовали себя на улицах даже ночью. Для этого каждый вечер загорается 1500 ламп. Вообще, туристы считают Польшу безопасной для туризма страной, учитывая нестабильную обстановку в Турции или Северной Африке.
— Белорусским властям желаю в развитии туризма терпения! Всё, что мы сделали в городе, появилось не за год и не за два. Нужно время, — уверен мэр Поляницы.
1. Безопасность и комфорт
Каждый гость должен чувствовать себя в городе как дома. Его нужно заинтересовать не только оздоровительными процедурами, но и культурными развлечениями. Причём такие события должны проходить на протяжении всего года, а не только летом.
2. Курорт для всех
Найти интересное для людей разных возрастов: молодёжи — велодорожки, лыжные курорты, пожилым — скандинавская ходьба, реабилитация. Предусмотреть отдых для всей семьи: пока муж катается на лыжах, жена с детьми отдыхают. Каждый делает то, что любит.
3. Лояльная ценовая политика в отелях
Гостиницы, апартаменты и гостевые дома проводят различные акции и предлагают клиентам цены в зависимости от кошелька.