После аварии туристического автобуса в Польше гродненцы вернулись домой. Шок прошёл, но страх остался.
— Я не могу смотреть телевизор, не сплю, и ещё этот постоянный запах тины. Пока не приехали спасатели, мы сидели в мокрой грязи. Одна картина перед глазами: парапет разрезает нас пополам. Так и могло случиться, если бы мы перевернулись чуть дальше, где откосы более глубокие, — рассказывает одна из пассажирок трагического рейса.
Автобус возвращался из Праги 25 апреля, вёз 41 пассажира. Около 3:30 в Польше, возле города Лодзи, он съехал на обочину, а затем в кювет и опрокинулся на бок. В Польше за медпомощью обратилось 18 человек, другим стало нехорошо уже в Гродно. Две женщины попали в больницу. Пришли в БСМП зафиксировать раны и ушибы, и их не отпустили. Многие до сих пор продолжают лечение в своих поликлиниках и стали «клиентами» судмедэкспертизы.
Реальная жизнь: чтобы получить страховку, нужно собирать справки самому.
— Все дремали, потом хлопок (это автобус клонился и тёрся о парапет) — и я лежу, на мне соседка, а подо мной груды вещей. Я подумала, что трупы, — рассказывает одна из туристок. — Мужчин у нас было мало, но они очень достойно вели себя. Ходили в автобус, собирали вещи, чтобы одеться можно было. Один разбил люк и вытащил меня. Стало очень страшно, а потом начало трясти. Затем всё было как в кино: приехали скорые, машины МЧС, вертолёт прилетел. Нам выдали термические блестящие одеяла, укутывали ими ноги, шею, мы ведь были без обуви, в лёгких кофточках. Спасатели развернули палатку и заполнили её тёплым воздухом, чтобы мы согрелись. Одну девушку отправили в деревню и сделали ей там МРТ. Затем всех перевезли в пункт МЧС. Приходили волонтёры, помогали. Кормили нас очень хорошо, поили горячим чаем. За нашим психологическим состоянием следили медики.
Сейчас в Польше проходит проверка, которая определит, кто виноват: водители или погода — дул сильный ветер, асфальт был скользким. Техническое состояние автобуса, как сообщили в фирме-перевозчике, исправное. Если всё же определят, что сработал человеческий фактор, компенсацию по страховке получат все пассажиры. Если нет, только те, кто обратился за помощью в Польше, и те, кто оформил все справки и документы в Беларуси, рассказали в страховой компании «Белэксимгарант».
Для этого и нужно было взять справку о состоянии здоровья, собрать чеки, если обследование платное, обратиться в ГАИ, получить заключение судмедэкспертизы о степени тяжести повреждений, и снова в ГАИ, а потом — к перевозчику.
— Компенсацию от турфирмы придумали журналисты, — уточнили в компании, которая организовала поездку.
Присутствует в этой грустной истории и мистика. Поляки рассказывали туристам, что за две недели на этом месте произошло около десяти ДТП.
Странные симптомы — это нормальные реакции
Эльвира Хмельницкая:
— После таких событий часто появляются странные реакции — тревоги, бессонница, депрессия, ощущение «замороженности», наплывы воспоминаний, а также разнообразные телесные симптомы — от кома в горле, до невыносимых болей в разных частях тела.
Все эти странные неприятные симптомы — нормальные реакции организма на травмирующие события.
Эта авария — реальная, угрожающая жизни ситуация, которая перевернула представления о жизни, планы, убеждения каждого, кто в ней оказался. В такой ситуации на первое место становятся вопросы выживания, жизни и смерти, непредсказуемости будущего и другие. Все они разрушают наши убеждения о безопасности мира и о возможности доверять миру вообще. Потому как всё, что происходит в таких ситуациях, никак ни укладывается в наши представления, планы и ожидания. И, естественно, такое душевное состояние будет видно по изменившейся походке, поверхностному дыханию, сдавленному голосу и многому другому. Внимательные люди, которые давно знают человека, это смогут легко заметить.
Причём особенность нашего сознания такова, что, даже не получив сильных физических травм, но просто пребывая в такой ситуация и видя опасные повреждения у других, мозг может погрузить нас в чужую боль.
К сожалению, у соматических врачей такие пациенты вызывают подозрение в симуляции, потому что за их жалобами так и не находится никаких конкретных нарушений. И это ещё больше усиливает ощущение беспомощности перед жизнью. К такой же реакции приводят и проблемы со страховыми компаниями. Отказ в помощи или её задержка могут ухудшить психологическое состояние.
Человек в такой сложной травматической ситуации должен как можно быстрее оказаться у квалифицированного психотерапевта. И не для того, чтобы ему назначили антидепрессанты, а для психотерапии (в таких ситуациях антидепрессанты ещё больше загоняют проблему вовнутрь). Очень часто людям с такими проблемами говорят: «Успокойтесь, с кем не бывает, не обращайте внимания». Если вы действительно сможете это сделать — хорошо.
Но в большинстве случаев человек не может это сделать, его мозг возбуждён, перегружен отрывками воспоминаний, тяжёлыми эмоциями. Увы, от таких советов может почувствовать себя ещё и виноватым из-за того, что не может легко и быстро восстановиться.
Плачьте, если есть слезы
Вы можете попытаться помочь себе сами с виду простыми, но очень действенными способами:
1. Не оставайтесь в состоянии жертв и беспомощности, а ищите помощь и поддержку.
2. Рассказывайте о своем состоянии и своем опыте тем, кто это пережил вместе с вами.
3. Делитесь своими переживаниями с теми, кто готов с пониманием и сочувствием вас слушать (поверьте, это смогут не все, но обязательно найдутся те, кто смогут).
4. Опишите случившееся в деталях и подробностях для себя или для других.
5. Плачьте, если есть слезы.
6. Постарайтесь возвращать себе простые телесные радости и право получать от них удовольствие — лежать в ванне, есть любимые блюда, обнимать родных людей и домашних питомцев, делать то, что вам нравится и что вас вдохновляет каждый день.
7. Настройте себя пережить неблагоприятный период до поры, пока жизнь повернётся к вам другой стороной.