Следующая глава — воспоминания Веры Фёдоровны Чернышёвой, которая до войны жила на бывшей Босняцкой улице.
Готовили на примусах, а отдыхать ходили в Секрет
На месте укромного уголка-скверика на перекрестке Телеграфной и Ожешко, там, где сейчас памятник писательнице, до войны стояли домики. В них жили поляки, русские, украинцы, белорусы и евреи… Жили в полуподвалах, в подвалах, в очень маленьких квартирках, где не было горячей воды, газовых плит. Готовили в основном на примусах. На три домика — один радиоприёмник у военного Бронислава Загурского.
А по воскресеньям в тёплые деньки ходили отдыхать на Собачью горку (около Озёрского шоссе) или шли по пыльной дороге в лес урочища Секрет. До Первой мировой войны там для отдыхающих даже играл военный духовой оркестр. А во Вторую мировую лес вырубили немцы. И осталось поле, заросшее кустарником. Сейчас в том районе находится кладбище.
По праздникам танцевали под патефон
В доме № 2 на втором этаже (слева) находилась мастерская ювелира Сребровича. У него была жена и двое детей. В войну все четверо, как и остальные евреи города, были отправлены в гетто. На первом этаже — мастерская старого Авнета, который искусно делал, стеклил и клеил рамки. Рядом была бакалейная лавка, витрина которой выходила на Телеграфную. Здесь некоторые жильцы наших домов брали продукты в долг, отмечая покупки в «книжечках».
Помню продуктовый магазин на Телеграфной. Там можно было купить крупы, бочковую сельдь, колбаски и главное угощение детворы — мороженое. Хозяин — молодой еврей, приятель отца. Он часто просил меня вертеть ёмкость с мороженым, которая находилось в бочке со льдом. За это угощал заветным лакомством.
У отца было много друзей. Иногда они собирались у нас, на Телеграфной, пили чай, танцевали под патефон. К праздникам от них получала подарки. Среди них были розовый сервантик, зелёный кукольный шкаф, столик, кроватка для куклы. Всё это потом уничтожила бомба.
Что такое подли?
В наш дворик (дома № 4) часто захаживали незнакомцы. Предлагали купить «цейлонский» чай в красивой жестяной коробке. Мужчина приносил деревянный станок с педалями и колесом для заточки ножей и ножниц. Появлялись торговцы коврами, паласами, но товар никто не покупал. Денег не хватало на такую «роскошь».
Раз в неделю приходила еврейка средних лет с большой корзиной, покрытой чистой салфеткой. Станет посредине двора и громко кричит: «Кому подли?» Подли — это коржи, похожие на булочки сметанника, только вместо сметаны был запечённый лук. Из какой муки, с какими добавками пекли подли, никто не знал. Но было очень вкусно.
Где играли в лотереи
Владелец всех трёх домиков — Адам Чернявский. Он их купил после Первой мировой войны. Жена его постоянно болела, сын и дочь учились в Варшаве или Кракове. Хозяин нуждался в деньгах. Понятно, почему после переезда кого-то на другую квартиру он сам красил окна, клеил обои.
У пана Адама было «хобби» — любил играть в лотереи. Напротив почты на улице Ожешко, ближе к Социалистической, стоял голубой деревянный дом, окружённый открытыми верандами. При Польше здание пустовало. Иногда только продавали какую-то воду или мороженое. Но чаще всего там организовывали лотереи. Выбор призов был не очень велик. Вот туда и захаживал пан Адам, однако ничего не выигрывал. В 1939 году он уехал, больше о нём мы не слышали.
Картинки с улицы Босняцкой. Часть 1: о заговорах лекаря, портрете Николая II и о том, как бежали от войны
Картинки с улицы Босняцкой. Часть 2: когда бабушка в 12 лет училась шить, то заработала артрит
Картинки с улицы Босняцкой. Часть 3: как знакомились, собирали приданое и делали свадьбу почти 100 лет назад
Картинки с улицы Босняцкой. Часть 4: как богатый клиент хотел купить у портного ребёнка и как сватали бедную Маню за американца
Картинки с улицы Босняцкой. Часть 5: как учили «Отче наш» под секретом, отдыхали и устраивали детей в школу
Если вы не успели прочесть всю серию исторических публикаций «Картинки с улицы Босняцкой», не смогли купить газету, вы сможете это сделать в редакции: Социалистическая ул., 32. Справки по телефонам: 77-23-78, +375-29-141-47-77, +375-33-304-50-45.