Всё для того, чтобы в пасхальной корзинке были не только окрашенные в луковой шелухе яйца, но и необычные — чёрные с белыми ажурными узорами писанки. Традиции больше ста лет, и она продолжает жить и развиваться.
Расписывает 50 лет
— Почему мужчины не занимаются писанками? Я уже пятьдесят лет расписываю — каждый год накануне Пасхи. Меня ещё в детстве дядя научил. Так понравилось, что это стало увлечением, — рассказывает мастер по росписи Станислав Змитрович.
Его работы можно узнать сразу — на каждом есть солнце или «полусолнце».
— Зимой темно и холодно, а на Пасху природа оживает, день становится длиннее, дольше светит солнце. Это символ Пасхи, возрождения, новой жизни, — объясняет Станислав Иванович и ловко ставит толстую восковую точку на верхнюю часть яйца, а по окружности выводит одну за другой длинные запятые — лучики. Получается солнышко. Вокруг него строится остальное оформление. Рисунок получается крупный, симметричный, линии и завитушки широкие.
У Антонины Юрчени, которая занимается писанками не менее двадцати лет, свой неповторимый почерк — более женский. В росписи мастерицы узнаём цветки василька, одуванчика, сплетённые травинки и еловые веточки. Линии более тонкие, рисунок более густой. Такие узоры рисовали мама, бабушка и прабабушка Антонины Лукьяновны.
Ни Антонина Юрченя, ни Станислав Змитрович не оканчивали художественных школ. Мастерство пришло с годами практики.
Сто яиц разукрасишь, а сто первое получится идеальным
Когда мы взяли писачек и стали пробовать рисовать воском узоры, оказалось, что это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Воск то растекался, то застывал в виде жирной точки, не успевая превратиться в стройную завитушку. А цветочки и солнышки мало походили на образец, показанный мастерами. Глядя на красоту, которая выходит из-под их пера, удивляемся: «Простому человеку сделать такое невозможно!»
— Сто яиц разукрасишь, а сто первое получится идеальным, — шутит Станислав Юрченя. И добавляет: — У меня тоже не сразу получалось. Главное — иметь терпение и делать всё с добрым сердцем.
Антонина Лукьяновна добавляет:
— Быстро не получится. Нужно, чтобы всё ровно было, цветочки одинаковые по размеру. А чтобы завитушки сделать, нужно вести палочкой сверху вниз.
Минут пять — и скорлупа покрыта застывшими капельками и точками воска. Тем, кто взялся за писанку впервые, может потребоваться и все полчаса.
— Яйцо предварительно сварить, вымыть с мылом и высушить. А перед росписью согреть в ладошках. Оно должно быть комнатной температуры, тогда воск лучше ложится, — советует Станислав Иванович.
Для начинающих он рекомендует вдоль и поперек яйца простым карандашом нарисовать контуры, по которым затем наносить узоры.
Антонина Ивановна дополняет:
— Сначала наносим узоры на одну половинку яйца, затем — на вторую.
Краситель настаивают на ржавых гвоздях
Секрет писанок из Сопоцкина не только в необычных узорах. Здесь сохранили рецепт натурального красителя. Такой делали и 100, и 200 лет назад бабушки и прабабушки современных искусников. Готовить его начинают ещё зимой.
Для этого нужно смешать измельчённые кусочки коры дуба и ольхи, добавить ржавых гвоздей и немного сока квашеной капусты (его может заменить уксус), залить холодной кипячёной водой и поставить в тёмное холодное место. Спустя месяц или полтора получается настой тёмно-коричневого цвета.
— Если расписанное яйцо предназначено для еды, мы принципиально не используем искусственные красители. Наш — натуральный, безвредный, — говорит Антонина Юрченя.
Скорлупа потемнеет через 12 часов
Чтобы расписанное воском яйцо приобрело насыщенный тёмный окрас, нужно опустить его в холодный настой красителя. Пролежав в нём 12–14 часов, оно окрасится. Только потом можно снимать нанесённый на скорлупу воск. Для этого писанку ненадолго опускают в горячий луковый настой.
— Некоторые наши ученики после мастер-классов пытались варить яйцо в луковой шелухе. И ничего не получалось. Воск сразу же таял, рисунок пропадал, и яйцо равномерно окрашивалось в красный, — уточняет Антонина Юрченя.
И пасхальный сувенир, и оберег
Роспись яиц — это один из пасхальных обрядов, который поддерживается в Сопоцкине на протяжении более сотни лет. Стародавнюю технику знают практически в каждом доме. Чёрно-белые писанки увидишь на праздник в костеле почти в каждой пасхальной корзинке.
Когда возник сопоцкинский «стиль», сказать никто не может. Мастера по-разному отвечают и на вопрос, почему именно чёрный цвет, а не традиционный красный.
— Наверное, наши предки когда-то открыли, что настой из дубовой и ольховой коры и ржавчины окрашивает яйца не хуже, чем луковая шелуха, и решили использовать, чтобы внести разнообразие в обряд Пасхи, — говорит Станислав Змитрович.
— Сочетание светлого и тёмного — очень красивое. Такие писанки всегда дарились на Пасху как сувенир, некоторые использовались как оберег, — добавляет Антонина Юрченя.
В тему
Пасхальные писанки — нематериальная ценность страны
В 2013 году древняя техника росписи пасхальных яиц деревни Сопоцкин была внесена в список нематериальных культурных ценностей Беларуси.
Увидеть дело рук здешних мастеров писанки можно в Сопоцкинском культурно-туристическом центре. Здесь собрано более 400 работ 16 авторов. Чтобы сохранить обряд, сотрудники центра проводят мастер-классы на русском, белорусском и польском языках для местных и гродненских школьников, а также для всех желающих.
В воскресенье, 23 апреля, в 14.00 в Сопоцкинском дворце культуры откроется музей писанки.