Детский суицид — наказание для взрослых
Шалва Александрович, вы наверняка слышали о так называемых группах смерти в соцсетях, где детей доводят до самоубийств. Как считаете, в чём причина таких явлений?
— Такие случаи надо расследовать, выяснять, кто это делает. Для этого есть закон, следователи. Но не сайты виноваты. Чаще всего детей провоцируют не только сайты, но учителя и родители. Современные дети с огромными талантами, но слабые. Они более слабые, чем, скажем, моё поколение в том же возрасте. Дети приходят новые, а мы при их воспитании используем методы из 30-х годов прошлого века, создаём для них мир оскорбительный. Мы оскорбляем детей, не доверяем, недолюбливаем, приказываем, принуждаем, наставляем. А эти дети свободолюбивые, это другой народ. Их не зря называют «индиго», «дети света», «кристаллические дети». Это новое поколение детей. А принимать их по-старому — значит, не желая того, доводить до таких исходов, о которых вы говорили.
Как не допустить таких исходов? И можно ли предотвращать их с помощью семьи, школы?
— Нужно понять, что новые дети требуют уважения. Нужно не стоять над ними, а общаться наравне. И делать это папе с мамой, и бабушкам с дедушками, и учителям, которые часто строго разговаривают, приказывают или даже кричат, требуют домашнее задание, иногда оскорбляют детей. Это в белорусских школах есть, не надо этого скрывать.
Уважение ребёнка — это ключ к успеху. Надо уважать и неумение ребёнка, незнание. Такие качества взрослого человека не должны вызывать уважение. А ребёнок может это себе позволить, потому что он только учится, набирает опыт. Взрослый должен подумать, как помочь ребенку на этом пути, привить правильные ценности. Мы не помогаем, а просто требуем — и уверены, что это наша помощь.
Мы унижаем детей, а дети индиго не терпят унижения. Поэтому они идут на очень сложные формы нашего наказания. Мы должны помнить, что детский суицид — это наказание взрослых. Это не просто уход из жизни, мол, надоела жизнь. Нет. Это такой жестокий урок для мамы, отца, иногда учителя.
Мы ставим оценки детям, а есть учителя-двоечники, и их больше
Вы только что проводили открытый урок, показывали методы гуманной педагогики, а учителя в кулуарах перешёптываются, что школьные программы сложные, у детей большая нагрузка, задают много уроков. И чтобы всё это освоить, лучше применять авторитарный метод — с требованиями, строгостью, оценками.
— Программы для кого сложные? Так дети говорят или учителя? Программы в Беларуси, России, Грузии абсолютно не сложные для детей. Они готовы ещё больше знаний принимать. То, что сейчас преподаётся в начальных классах, не отвечает возможностям учителей, а не детей. Они больше ведь сами не могут, потому что работают традиционно — с помощью кнута и пряника, с помощью оценок, с помощью требований. При таком подходе у детей не появится мотивация к учёбе, а без неё они не смогут освоить больше.
Какой выход?
— Заменить подходы к формированию мотивации у детей. На уроке должны быть восхищение, удивление ребёнком, личностное отношение. Я ведь не зря подходил к каждому ребёнку — одному руку жал, другому в глаза смотрел, каждого хвалил. Если бы это длилось каждый день, то мы с учениками за три года заучили бы программу начальной школы. Без всяких сложностей. Слабый учитель скажет, что программа сложная, сильный учитель всегда будет добавлять к этой программе ещё больше знаний. Мы ставим оценки детям, но не задумываемся, что и среди педагогов есть учителя-отличники (их мало), учителя-двоечники и троечники. Последних больше.
Если в школе всё так сложно с мотивацией, то, может, родителям стоит её формировать? Как это делать?
— Общаться на равных, искренне дружить с ребёнком и верить в его безграничные возможности. Нужно учиться у детей. Не учить их, а у них учиться. Возможны такие отношения? Если заставлять делать домашние задания, то при таком отношении ребёнок не будет любить школу. У вас всегда будут конфликты. Но подружитесь с ним. Станьте маленькой, а пусть он станет вашим учителем. Чтобы он поверил, что и правда больше знает, больше может. Что он уже взрослый. Если есть такая вера — будет успех.
Мы пользуемся психологией управления детьми, а нужно пользоваться психологией согласия. Мы часто управляем, приказываем, а дети унижаются. Они это переживают, очень уязвимы, и постепенно мотив учиться отходит.
Учителя и родители должны сменить свое отношение к детям. Нужно помнить, что знания не воспитывают детей. Школьники могут знать наизусть стихи, рассказы, держать в голове много информации, но у них нет отношения к этим стихам и нравственным рассказам, к этой математике. Это делается ради учителя, ради хорошей отметки, чтобы родители были довольны. Такая мотивация для детей против их личности.
«Берегите семью ради детей»
Почему дети так любят компьютерные игры? Их не оторвать от мультиков, каких-то передач в интернете. Как ограничивать это?
— Если дети уходят в виртуальный мир, то виноваты не они. Если мы найдём и предложим им пути радостного и живого общения, то дети выберут не компьютер, а живой мир. Ограничивать такое времяпровождение лучше ненасильственными способами. Хороший метод — предложить смотреть мультики, фильмы или играть в компьютер вместе. При этом обсуждать всё, что происходит на экране, чтобы внимание ребёнка было направлено на взрослого. А во время общения мы можем формировать новые ценности ребёнка, его отношение к тому, что он смотрит, объяснять, что хорошо, а что — плохо.
Вы часто говорите о важности семьи в воспитании. А что делать, если семья распалась, мама одна воспитывает ребёнка и, допустим, раз в неделю отправляет ребёнка к отцу?
— В таких ситуациях часто получается, что отец хочет показать, какой он добрый и хороший, что он лучше мамы. Дети возвращаются домой, а мама не может повторить всё это. И папа в их глазах выглядит как будто лучше. А мама с папой видеть друг друга не хотят. В итоге мама настраивает ребёнка против отца, а отец — против матери. А ребёнок остается один со своими переживаниями.
Было бы лучше, если бы папа, возвращая ребёнка матери, сказал: «Отнеси этот цветок маме, я её любил, но жизнь не состоялась. Пойми это. А мама очень хорошая». Так он поможет маме, чтобы её воспитательная сила обрела мощь. Но так, увы, не делаем. Берегите, пожалуйста, семью. Ради своих детей. Нельзя доводить до такого. Нельзя разрушать семью, даже если любовь ушла.
Справка «ВГ»
Шалва Александрович Амонашвили — известный психолог, педагог, доктор психологических наук, почётный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра гуманной педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. В 60–70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру. Обосновал принципы нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
Кстати
Шалва Амонашвили приехал в Гродно в рамках социального проекта «Музыка сердца», организованного по инициативе одного из учредителей компании «Конте» Валентина Байко. 18–19 марта он провел семинар для родителей «Мама, папа, я», а 20 марта — открытый урок в гимназии
№ 1 имени Е. Карского. Организаторы сообщили, что все деньги, собранные от продажи билетов, будут направлены на поддержку детских домов семейного типа Гродненщины.