Месяц работал бесплатно
Юрий окончил ГрГУ по специальности «программное обеспечение информационных технологий» в 2009 году. До второго курса думал, что сможет стать программистом.
— Университет немного поломал эту цель, — говорит Юрий. — Полтора семестра нас учили писать программы. Это было полезно только новичкам. Тем, кто уже немного умел программировать, ничего нового не давало. В основном мы решали задачки.
На пятом курсе работал в одной из школ в центре города учителем физики и информатики. Уволившись и не найдя другой работы, пошёл в армию. Отслужив год, попытался устроиться в популярную белорусскую IT-компанию. Его взяли на стажировку тестировщиком.
— Нужно было искать ошибки в программах, исправлять их. Вёл электронную документацию на английском, — рассказывает Юрий. — Месяц работал бесплатно. В итоге сказали, что я им не подхожу. Но добавили: хочешь — пробуй ещё. Мой однокурсник стажировался так целый год. Зарекомендовал себя, и его взяли в штат. Теперь работает айтишником где-то за границей.
Юрий же куда-то уезжать категорически не хочет. На вопрос «Почему?» поднимает руки — на запястьях браслеты с национальной символикой и названиями любимых белорусских групп.
Уже седьмой год наш собеседник работает системным администратором в одной из госструктур. Получает 600 рублей и говорит, что вполне доволен.
На спорт — больше 100 рублей
Обязанности сисадмина отличаются от задач программиста. Юрий обслуживает функционирование программ, занимается сетями и оборудованием, настраивает принтеры. В свои тридцать живёт с родителями и менять ничего не хочет.
— Это удобно, ведь мне не приходится тратиться на жильё, еду. К тому же родители не отпускают… — Смеётся. — Почти все мои коллеги женаты. На работе постоянно слышу разговоры о нехватке денег, мне же моих 600 рублей хватает.
Основная статья расходов — спорт. Юрий любительски занимается настольным теннисом, играет в футбол, раньше увлекался баскетболом, иногда посещает секцию по волейболу.
— На спорт трачу больше ста рублей в месяц, — рассказывает он. — Например, две накладки для ракеток стоят по 80 долларов. Часто рвутся теннисные мячи. За одну тренировку можно потратить две-три штуки. Езжу на соревнования. Они любительские, поэтому нужно платить взнос — 30–40 рублей.
А ещё часты травмы — ушибы, вывихи пальцев, переломы, поэтому каждый месяц отдаёт 20 долларов на страхование жизни и здоровья.
Доход молодого мужчины без семьи — 600 рублей
Расходы (в рублях):
спорт 120
страховка 40
развлечения 150
фестивали, поездки 100
проездной 40
интернет, связь 50
одежда 100
Ну а девушки не в счёт…
Недавно Юрий расстался с девушкой, но, по его словам, много денег отношения не требовали:
— Моя девушка была нетребовательна в финансовом плане. Могли просто погулять, посидеть в недорогом кафе, на подарках она не настаивала.
Юрий любит ездить на музыкальные фестивали с участием белорусских групп. Часто бывает на их концертах в Польше. На билет, дорогу, питание уходит около 50 долларов. Выходные проводит с друзьями.
— После таких дружеских выходов в город в кошелёк лучше не смотреть, — шутит он. — Пятидесяти рублей там точно не будет.
В начале сезона к расходам добавляется ещё один пункт — одежда. К весне нужно купить кроссовки (200 рублей), джинсы (50 рублей). Куртка подойдёт с прошлого года.
Откладывать деньги не стремится, но, если в конце месяца что-то остаётся, старается не тратить.
— Книгу расходов не веду — не люблю всю эту бухгалтерию, нет желания записывать каждую покупку, — объясняет Юрий.
Сокращения обходят стороной
Юрий работает пять дней в неделю с 8:30 до 17:30. О своём профессиональном будущем особенно не переживает. Говорит, что нынешняя работа вполне устраивает:
— Если сисадмин сделал свою работу хорошо, думают, что он бездельничает. Если каждые десять минут к нему обращаются — значит, не справляется. Я со своими обязанностями справляюсь отлично.
Из года в год госаппарат сокращают. Есть риск, что могут уволить или перевести в другой отдел, где зарплата будет меньше. При этом смотрят на семейное положение, длительность контракта, возраст. Пока сокращения обходят Юрия стороной.