Всего 7 километров едет дизель от станции «Поречье» до остановки «Учитель» — один раз в неделю, утром и вечером в субботу. Недавно дачники узнали, в мае единственный поезд хотят отменить, пути демонтировать, а взамен пустить маршрутку или автобус.
— Ляжем на рельсы, но разобрать их не дадим! Сколько людей с сумками, телегами и вёдрами автобус возьмёт? А маршрутку кто себе позволит? Это же нужно ездить каждый день, огород обрабатывать. Мы не просим строить новую железную дорогу, но не разбирайте старую! — дачники и жители деревень Поречье и Чернухи хотят доказать, что железнодорожное сообщение — шанс для людей сохранить свои участки и огороды, иначе «всё здесь зарастёт и пропадёт».
На краешке страны
Сейчас в деревне Чернухе и бывшей деревне Поречье, по данным Поречского сельсовета, постоянно живут около 60 человек. Еще более 300 дачных участков зарегистрированы в трёх товариществах: «Учитель», «Солнечное» и «Золотые пески». До ближайшего магазина из Чернухи четыре километра. Автолавка ездит раз в неделю, но из-за разбитых и размытых дорог доезжает не всегда. Каждый день из деревень люди пешком идут на работу и учебу около семи километров. Маршрутки и автобусы не курсируют. Житель деревни Чернухи Владимир даже посчитал: чтобы сходить в баню, нужно преодолеть 20 километров: 7 — до Поречья, ещё 3 — до бани и столько же обратно. За продуктами ездит с большой железной тачкой по выходным в Гродно.
«Учитель» — конечная остановка на самом краешке страны. Рельсы упираются в «подушку» из песка, затем пограничная полоса, а дальше пути нет. Старую колею литовцы давно разобрали, хотя ровная прямая просека ещё хорошо видна и тянется прямо до Друскининкая. Восстановить железную дорогу из Друскининкая до Поречья в Литве надежды не теряют, зато разберём её со своей стороны уже мы.
Утренний дизель в субботу, 25 февраля, быстро заполнился пассажирами. В 7:26 поезд тронулся…
Что можно делать зимой на даче
— Работа всегда найдётся. Пойду грабать, может, ветки пообрезаю. Некоторые дачники уже с февраля что-то пытаются высадить, — рассказывает Татьяна Юзефовна.— Сейчас людей, конечно, меньше стало: старики поумирали, молодых почти нет. А были времена, когда в Чернухе на перроне стать негде было. До «Учителя» из Гродно стоя ехали. Тут земля хорошая. Места были шикарные: огромный луг, речка чистенькая, вода в ней прозрачная… Потом участки под дачи раздали учителям, директорам, заведующим детских садов. И люди брали, потому что рядом железная дорога.
— В Чернухе мама живёт, в этом году ей исполнилось 90 лет. Пока был поезд, ездила к ней каждый день. Теперь такой возможности нет. Пришлось забрать в город… — рассказывает Леонарда Чеславовна.
— Да что там говорить? Я работу потерял из-за этого поезда. Работал в Поречье на «Молочном Мире». Утром вставал в пять часов и ездил на велосипеде, семь километров, если заснежено, велосипед на спину — и потянул. А ещё отработать — 15–20 тонн поднимать на руки. Назад дизель был в 18:10 — только на него и надеялся. Но туда и обратно не находишься. Вот и заработал срыв спины, таблетки, уколы, почки опустились. Теперь кому я больной нужен? На биржу пришёл, а уже старенький, отработанный материал…
— А нам ещё два километра от станции «Учитель» идти до своей дачи, где по трассе, где лесом. Столько средств вложили в дом, теперь заставляют нас бросить свои участки, — говорит дачница из садоводческого товарищества «Золотые пески». — Вот 23 февраля смотрела фильм, нарыдалась, и подумала: люди гибли и знали, за что, а тут воюем с кем и за что? За железную дорогу?
Дизель заполнят грибники
Летом пассажиров будет гораздо больше, уверен наш спутник Сергей. Места здесь грибные, пограничную зону отменили, вот люди и поедут:
— Уже не на Салатье, к нам, места отличные, а черника какая здесь…
По словам местных жителей, поезд отменяют, так как он нерентабельный и пассажиропоток там небольшой. В то же время на Узбережь каждый день курсирует четыре дизеля и там держать целый состав выгодно? Дачники предлагают пустить один из рейсов в «Учитель». Либо так: дизель на Узбережь будет заходить в «Учитель», делая небольшой круг, как это и было раньше.
Как пояснили в отделе энергетики, транспорта и связи гродненского облисполкома, вопрос об отмене поезда пока окончательно не решён.
— Необходимо построить разворотную площадку, сделать дорогу и остановки. Пока средств на это нет. Как только будет организовано автобусное сообщение, поезд отменят. Без транспорта дачники и жители деревень не останутся. Кроме того, на время дачного сезона действует скидка 50 % на проезд в пригородном транспорте, — пояснила начальник отдела энергетики, транспорта и связи облисполкома Наталья Прилепская — Что касается поезда на Узбережь, отменить его нельзя, так как пустить туда автобусы слишком дорого: должны быть две полосы, асфальтированная дорога, остановки.
— Каждый день молимся, чтобы наш поезд сохранили, ведь вернули же его в прошлом году, — местные жители настроены решительно: составили коллективное обращение к президенту и только за один зимний рейс в «Учитель» собрали несколько десятков подписей. — Главное, чтобы письмо по кругу не вернулось. Мы его сами отвезём.
Сколько может стоить билет
По словам председателя Поречского сельского Совета депутатов и исполнительного комитета Николая Апона, сейчас из Гродно до станции Поречье можно добраться маршруткой за 2 рубля, от Поречья до «Учителя» — ещё за 50–70 копеек. Сегодня билет на дизель от Гродно до «Учителя» стоит 70 копеек.
Барановичское отделение БЖД: поезд Гродно — Учитель нерентабелен
После выхода статьи на запрос редакции пришёл ответ из Барановичского отделения БЖД.
Весь прошлый год специалисты отделения изучали пассажиропоток на участке железной дороги от Поречья до «Учителя». По результатам мониторинга выяснилось, что до Чернухи и «Учителя» летом дизель перевозил в среднем около 30 человек за рейс, зимой — от 2 до 10. С осени пассажиропоток постоянно падал: в октябре в среднем за один рейс проехало 15–20 человек, в ноябре — 10–15, в декабре — 5–10, в январе 2017 года — всего 5.
В то же время, по данным отделения, в прошлом году на содержание 6,9 км железной дороги от Поречья до «Учителя» потратили более 50 тысяч рублей, на услуги локомотивного депо — почти 64 тысячи рублей. А окупаемость маршрута от Поречья до «Учителя» в 2016 году была только 3,6 %.
— Курсирование поездов региональных линий на данном участке нецелесообразно. Рядом с железнодорожными путями проходит автодорога Р41 (Слоним — Мосты — Скидель — граница Литовской Республики. — Прим. авт.). По ней можно организовать перевозку пассажиров автобусами до Чернухи и «Учителя», — рассказал заместитель начальника УП «Барановичское отделение БЖД» Михаил Володько.
Кроме того, на инфраструктуру — разворотную площадку и остановки — ещё нужно найти денег. А их пока нет, как сообщили в отделе энергетики, транспорта и связи облисполкома.