X

Закупил лампочек на 175 лет: за что судят руководителя агрокомбината «Скидельский»

Руководитель агрокомбината «Скидельский» хотел показаться хорошим хозяином. В итоге завалил склады лампочками, которых хватит на 175 лет, а предприятие загнал в долги. Первое судебное заседание по делу прошло в суде Гродненского района 26 января.

Заплатил 9 млрд вместо 1,5

На скамье подсудимых, в стеклянной «клетке», сидит бывший руководитель предприятия, коренастый мужчина в красном свитере. С декабря прошлого года он находится под стражей, а его имущество арестовано.

Прокурор зачитал обвинение. Согласно ему руководитель (сначала первый заместитель гендиректора, а позже — исполняющий обязанности гендиректора) в 2013–2014 годах совершил несколько тяжких преступлений из личной заинтересованности, превышая служебные полномочия. Всего по этим случаям агрокомбинат получил ущерб более 9 млрд рублей (все суммы — в старых ценах).

Сначала руководитель закупил почти 350 тысяч электрических лампочек на сумму около 9,45 млрд рублей. Реальная стоимость лампочек была в шесть раз меньше — 1,56 млрд. Он сказал подчинённым принять груз на склад, хотя на него не было нужных документов: накладных, паспорта качества. Ущерб предприятию — почти 8 млрд «старыми».

Позже и. о. гендиректора агрокомбината незаконно заключил с двумя предприятиями договор перевода долга, по которым оказался должным 1,35 млрд рублей.
Такие странные, на первый взгляд, действия объяснил прокурор. Начальник пошёл на преступления, чтобы «создать видимость своего умелого хозяйствования, благополучного функционирования предприятия, успешной реализации задач по производству и реализации продукции». Кроме того, он хотел избежать наказаний по службе, не лишиться надбавок и премий. Ещё одна причина — стремление оказать услугу своему знакомому, работнику задолжавшего предприятия.

Дело в том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия доводит до предприятий планы, сколько продукции нужно произвести и продать. Если они не выполняются, работников могут наказать, а организацию лишить господдержки.

Муку менял на удобрения и краску

Оказалось, за строчками обвинения стоит попытка выполнить поручение Минсельхозпрода, а по сути — оживлённый обмен товарами в стиле «ты — мне, я — тебе».
Обвиняемый вину в суде не признал. Он отказался давать показания на первом заседании, возможно, даст их позже. Его позиция стала понятна из письменных материалов дела, которые зачитал гособвинитель.

История началась ещё в 2009 году, когда агрокомбинат продал другому госпредприятию муку на 2 млрд рублей. Но денег от него так и не дождался.

— Во время производственного совещания у директора (бывшего директора агрокомбината «Скидельский», который уже умер. — Прим. «ВГ».), мне и другому сотруднику была дана команда погасить задолженность любым способом, в том числе путём поставки в наш адрес различной продукции, — пояснил экс-руководитель следователю.

Задолжавшее предприятие перевело свой долг на несколько других фирм с их согласия. Те стали поставлять на агрокомбинат кто что мог: краску, мешки, удобрения. Вернули даже часть купленной раньше муки. Гербицидов привезли на более 2 млрд рублей. Но со временем оказалось, что столько удобрений комбинату — слишком много, а срок годности у них заканчивается. Решили поменять на что-нибудь другое. Сошлись на лампочках.

Related Post

Подсудимый объяснил, что не читал документы по лампочкам. Позже выяснилось, что подписал договор закупки, а не обмена. Кроме того, не знал, что сумма сильно завышена. Затем пытался обменять у той же фирмы лампочки на трактора или мешки, но ничего не вышло.

Вместо большого цоколя привезли маленький

Заведующую складом, которая проработала на предприятии более двадцати лет, допросили в качестве свидетеля. Она четыре раза принимала лампочки без документов по устному распоряжению руководителя.

— Все начальники цехов, когда видели цену, возмущались. А руководитель говорил только, что скоро будем их реализовывать, — объяснила завскладом.

Главный инженер агрокомбината «Скидельский» рассказал, что про лампочки узнал только после последней отгрузки. К нему обратилась завскладом, когда некуда было поставить поступившее оборудование — всюду стояли короба с лампочками.

По словам главного инженера, на год предприятию нужно около 2 тысяч лампочек. Получается, завезённого количества хватило бы на 175 лет, если бы не один нюанс. Часть партии была с маленьким цоколем, а на предприятии есть светильники только с большим.

— Почему вы не уточнили, что это за лампочки, если они были без документов? — спросил прокурор.

— У нас никогда такого не было, чтобы я мог подумать, что руководитель может ошибиться. У нас такая дисциплина, что я думал, раз руководитель решил — значит, это зачем-то нужно, — ответил главный инженер.

Он охарактеризовал и руководителя, и завскладом как ответственных работников.

Судебное разбирательство продолжается. Максимальное наказание по ч. 3 ст. 426 УК Беларуси — 10 лет лишения свободы.