На другой конец Земли за 22 часа
Вадим начал заниматься альпинизмом относительно недавно и хочет побывать на вершинах всех континентов. Экспедиция в Антарктиду длилась с 25 декабря по 11 января.
До чилийского города Пунта-Аренас, крайней точки Южной Америки, откуда отправляются в Антарктиду, группа добиралась на самолёте почти 22 часа: сначала из Москвы до Парижа, затем из Парижа в Сантьяго, а оттуда — в Пунта-Аренас. Через два дня Ил-76 перебросил ребят в Антарктиду, в лагерь «Юни Глетчерс» (Union Clacier). Оттуда до горы рукой подать — всего 40 минут на легкомоторном самолёте.
— До нас была экспедиция из Казахстана, организовывало её Казахское географическое общество. 16 декабря участники водрузили на пике флаг своей страны, посвятив это 25-летию Дня независимости республики. Затем отправились в экспедицию на лыжах к Южному полюсу и преодолели 217 километров, — рассказывает Вадим.
Экспедицию Вадима с базы «Юни Глетчерс» 29 декабря легкомоторный самолёт доставил к подножию горного массива Винсон. Первый день группа около десяти километров тянула сани с вещами и продуктами весом около 80 кг в гору. Путь до базового лагеря на высоте 2800 метров занял шесть часов.
Новый год отмечали в палатке
— Новый год праздновали здесь же, в лагере, — вспоминает Вадим Фролов. — Пригласили американских гидов, которые водят экспедиции на вершину Эвереста. Наш коллега взял с собой бутылку самогонки, а мне отец передал четыре палки гродненской колбасы, которую быстро съели и очень хвалили. Вот так и отпраздновали — одна бутылка на 12 человек.
На вершине скорость ветра достигала 100 км/ч, поэтому альпинисты два дня ждали благоприятную погоду и выбирались на акклиматизационные выходы. Переходы старались делать с 3 часов дня до 9 вечера, когда солнце находится высоко и мороз небольшой. Рацион был скудный, но высококалорийный. Резали снег и лёд, чтобы приготовить чай. Ночевали в палатках, в специальных спальных мешках, в шапках и тёплой одежде. Сейчас в Антарктиде лето, средняя температура — от -10 до -25 градусов. Самый страшный холод начинался под утро, когда солнце находилось низко за горами. Вещи в палатке покрывались инеем.
— Бывало трудно вылезти со спального мешка, возникало чувство, что мороз прибирает до костей, — говорит Вадим.
Над Антарктидой — флаг Гродно
4 января в 11:00 группа из девяти человек вышла из штурмового лагеря к вершине самого холодного континента.
— Из-за сильного тумана ничего не было видно, поэтому три часа шли по ориентирам, — рассказывает Вадим. — Потом туман рассеялся, но идти было трудно: метель замела тропу, а снег — мягкий, мы начали проваливаться.
Восхождение на высоту 4897 метров заняло около восьми часов. Несколько раз проваливались по пояс. Но благодаря тому, что между альпинистами была постоянно натянута страховка, сразу вылезали из снега и продолжали путь.
Перед самым пиком по гребню горы группа шла осторожно, опираясь на ледоруб. По обе стороны окружала пропасть, в которую могли сорваться в любой момент.
— Нас поразила красота словно инопланетных ландшафтов, ведь только в Антарктиде скалы выступают из ледников, а не ледники стекают со скал, как мы привыкли видеть на других горах, — делится впечатлениями гродненец. — Потрясающая энергетика, от которой мы не чувствовали усталости!
На пике Винсона было около 45 градусов мороза.
— Вершина горы — это, пожалуй, самое холодное место на планете, потому что она почти на полтора километра выше, чем станция «Восток» (ее высота 3488 м), а чем выше, тем холоднее, — объясняет Вадим. — Температуру здесь зимой измерить невозможно.
На пике группа провела менее получаса. Вадим Фролов и его товарищи — первые белорусы на вершине Антарктиды — установили флаги Беларуси и Гродно.
До штурмового лагеря спускались три часа, там заночевали. Утром в горах разыгралась непогода, и лагерь поспешили покинуть. Под снегом начинал трещать ледник…
— Мы услышали сильный грохот, эхо от которого пошло по горам, сразу ускорились вниз, к самолёту, и полетели в «Юни Глетчерс». Через четыре дня военно-транспортный Ил-76 доставил нас в Чили, — говорит Вадим Фролов.
По сравнению с Антарктикой свой недавний подъём на Килиманджаро Вадим считает прогулкой. Какой будет следующая вершина, альпинист ответить не готов. Решение о новом восхождении примет в зависимости от рабочего графика и семейных планов.
В тему
Массив Винсон редко посещают из-за суровых условий. Самое трудное — опасность провалиться в трещину, резко переменчивая погода, холод и нехватка кислорода. 5000 метров высоты на Антарктическом континенте приравнивают к покорению семитысячника в Гималаях, потому что сила тяжести около полюса на 20 процентов сильнее, к тому же гипоксия при нехватке кислорода начинается значительно раньше.