Дамы в XVIII веке обмахивались веерами не только для того, чтобы не потерять сознание от туго стянувшего грудную клетку корсета, но и чтобы подать тайный знак кавалеру. Распахнутый веер — «я вас приметила», дотронуться веером до сердца — «вы мне нравитесь», сложить — «мы с вами не будем разговаривать»! О тайном языке рассказали в музее истории религии, где выставили более 20 вееров французских придворных дам.
Имена кавалеров записывали
Самому старинному, вееру «махало», почти триста лет. Он не складывается и выглядит как бамбуковый лист. Сделан из прочной бумаги с деревянной ручкой. Впервые появился в Китае тысячу лет назад. Вскоре китайский император подарил его японскому. А спустя пару веков уже японский император показал Китаю новое изобретение: складной веер.
Ни одна барышня не появлялась на балах без этого аксессуара. Те, что показывают в музее, принадлежали француженкам. Но и белорусские княжны обмахивались такими же на танцах, говорит старший научный сотрудник музея истории религии Алина Хомко. Хотя веера были дорогими и купить их могли только очень богатые магнаты, например Радзивиллы.
В XVII веке веером могли пользоваться лишь аристократки, но в XVIII он перешёл и к буржуазии. Настоящих аристократок распознавали по тому, как они держат веер. Девушек третьего сословия выдавали размашистые жесты и нарочито частое использование языка веера.
Веера хранили в продолговатых коробочках. В музее такая всего одна: из белого шёлка, расшитая инициалами на латинице: «В. К. Н.». Как они расшифровываются, никто не знает.
Любопытно, что на балах девушки носили с собой небольшие блокноты, в которые записывали, с каким кавалером танцевали. К сожалению, такие блокноты не сохранились — в музее их нет.
Объясняться на языке веера учили в академиях
В Средние века в Европе ходила легенда о том, что первый веер придумала Ева, чтобы спрятаться от взгляда Адама. Она сорвала с дерева большой лист и прикрывала им лицо — так Ева сообщала Адаму о своем стыде, рассказывает Алина Хомко.
Но настоящий язык веера появился в XVIII веке. Записка могла попасть не в те руки, слова могли подслушать, а вот лёгкие движения веером заметит только тот, кому они адресованы. Если дама раскрывала аксессуар — кавалер ей нравится, если закрывала — мужчина не приглянулся, дотрагивалась закрытым веером до сердца — влюблена.
Тайный язык нужно было изучать. В Париже выходили специальные учебники, а в Лондоне даже открыли академию по обучению манерам и пользованию веером. Знать все тонкости тайного языка должен был и мужчина, которому адресовались послания. Кавалеру нужно было обращать внимание на то, где лежит веер, сколько «лепестков» открылось или закрылось. Символика имела много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. Нёс значение и цвет. Например, белый — невинность, чёрный — печаль, красный — счастье, зелёный — надежда, жёлтый — отказ.
Веер мог стоить как платье
В музее особенно ценят два веера XVIII века, которые принадлежали француженке мадам Сан-Жен, она же «мадам Бесцеремонность», жившей во времена Наполеона. Её звали Катрин Юбшер. Катрин, прачка и белошвейка, вышла замуж в 1783 году за сержанта французской гвардии. Когда её муж неожиданно возвысился, став маршалом, то, несмотря на бесцеремонное поведение и неизысканный лексикон, женщина попала к императорскому двору и стала придворной дамой. В музее есть два больших веера, которыми пользовалась мадам Сан-Жен, — за такими можно было спрятать лицо от настойчивых взглядов незнакомца.
Самыми дорогими считались веера из кружева «шантильи». До сих пор оно считается самым лучшим и доступно по преимуществу обеспеченным людям. Например, свадебное платье британской герцогини Кейт Миддлтон было сшито именно из такого кружева.
Такими же дорогими были веера из слоновой кости. Как правило, их делали в Китае. Несмотря на твёрдую основу, такие веера были очень лёгкими. Их украшали гравировкой, инкрустировали драгоценными камнями.
Забыть перчатки — дурной тон
В музее можно увидеть и совсем небольшие веера, размером с две ладошки. Некоторые принадлежали английским девушкам XIX века. Двести лет назад дамы начинают путешествовать: юбки становятся уже, а веера — меньше, чтобы удобно было взять в дорогу. Меняется и главное предназначение аксессуара: если раньше им пользовались в основном на балу, чтобы подать тайный знак кавалеру, то теперь — чтобы спастись от жары во время разъездов.
Среди экспонатов выделяется большой белый веер из страусиных перьев. Он был на пике популярности в XIX веке. В те времена наряды становятся чуть более эпатажными. По газетам даже одно время разлетелись карикатуры, на которых модно одетая дама гоняется за стаей страусов.
Рядом с модными веерами лежат слегка потрёпанные перчатки, в прошлом белые. Они по-прежнему оставались обязательными для дам, несмотря на перемены. Появиться на балу без них значило прослыть легкомысленной девицей.
Как говорить на языке веера
Когда посмотреть выставку вееров?
Экспозиция продлится до 28 февраля. Музей истории религии работает каждый день с 10:00 до 18:00.