Мы спросили у эксперта: при каких условиях заветные «по пятьсот» могут стать реальностью без ущерба белорусской экономике и золотовалютным резервам страны? Ответить на этот вопрос согласился директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
— Чтобы понять, насколько реалистичная задача поставлена, нужно разобраться, что такое средняя зарплата. Арифметика простая: это фонд заработной платы, деленный на число занятых. То есть, чтобы увеличить среднюю зарплату, нужно либо увеличить фонд оплаты труда, либо поделить его на меньшее число занятых, — говорит экономист.
Фонд заработной платы — это та часть национального дохода, которая тратится на оплату труда. Для того чтобы его увеличить, надо либо поднять национальный доход, либо перераспределить его в пользу работников. То есть забрать часть прибыли или каких-то других доходов и отдать их работникам. Эксперт рассказал, что возможны три сценария развития событий и пояснил последствия каждого из них.
1. Реальный рост зарплаты
Требует существенного увеличения ВВП в долларовом эквиваленте. Если исходить из того, что средняя зарплата в декабре 2016 года была около 400 долларов США, то для ее повышения до 500 долларов (на 25 %) требуется сопоставимое увеличение долларового ВВП. На 2017 год в стране уже запланированы рост реального ВВП на 1,7 % и инфляция 9 %. Номинальный ВВП, по прогнозам властей, увеличится примерно на 11 %.
Если курс доллара в 2017-м не изменится, то ВВП в долларах США вырастет на те же 11 %, а никак не на 25. Если же инфляция будет выше, то и белорусский рубль обесценится, поскольку у правительства нет таких валютных резервов, чтобы искусственно удерживать курс, как это было в 2008, 2010 и 2014 годах.
2. Рост зарплаты без роста производительности труда
Вторым способом в Беларуси уже пользовались перед выборами в 2001 году. Тогда это привело к резкому ухудшению финансового положения предприятий и чуть не стало причиной валютного кризиса (нас спасло только начало роста мировых цен на нефть, но это уже другая история). Другими словами, такой способ можно назвать «повышением зарплаты сверх увеличения производительности труда».
Однако сейчас этот способ вряд ли может быть использован. Во-первых, правительство обещало международным кредиторам избегать повышения зарплат сверх роста производительности труда, во-вторых, финансовое положение предприятий и без того слишком тяжелое, чтобы обременять их чрезмерным ростом издержек на оплату труда.
3. Уволить примерно 13 % работников, сохранив фонд оплаты труда на прежнем уровне
Этот способ является исключительно арифметическим: нет шансов, что оставшиеся 87 % работников обеспечат тот же объем производства и смогут получать большую зарплату (учитывая, что уволенные работники лишатся дохода и соответственно сократят потребление тех товаров, которые будут производить их бывшие коллеги).