Фотограф сделала снимки в последние два года во время путешествий по Норвегии.
– У меня там живут родственники, поэтому в Скандинавии бываю часто, – говорит Людмила. – Завожу творческие знакомства. Вступила в два норвежских фотоклуба. У них они называются ассоциациями искусств.
Фотограф рассказывают, что особых различий между гродненским и норвежскими фотоклубами нет.
– Искусство всюду одно. Но у нас больше коллективной работы, а в Норвегии работают поодиночке, хотя часто организуют встречи, на которых обсуждают снимки и дают советы.
Людмила отмечает, что норвежцы очень любят пейзажную съемку и заботятся об экологии. Они были удивлены, что белоруска приехала снимать норвежские красоты. Людмила показала скандинавским коллегам фотографии фестиваля национальных культур. Норвежцам понравился наш праздник, в следующем году они приедут его снимать.
У Людмилы было несколько персональных выставок в Норвегии. Теперь работы из серий «По дороге в Аушког» и «Фетсунд» она привезла в Гродно. Особенность ее работ в минимуме компьютерной обработки.
– Всегда стараюсь построить правильный кадр с первого дубля, – рассказывает фотограф. – Особенно не люблю потом кадрировать. Мое поколение выросло на пленке. Раньше она стоило дорого, и мы не могли позволить себе делать много кадров, поэтому старались снимать с одного раза.
Среди снимков озер, мостов и лесов выделяется кадр, на котором запечатлен памятник Ленину.
– Откуда он в Норвегии?
– Вместе с норвежскими фотографами ездили на остров Шпицберген, в русский шахтерский городок Пирамида, – рассказывает Людмила. – Он давно заброшен. Жизнь осталась в гостинице, где изредка останавливаются один-два человека. И на все это запустение смотрит Ленин.
Справка «ВГ»
Людмила Войда – член заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь фотоклуба «Гродно» с 2000 года, член Белорусского общественного объединения фотографов, член фотографического общества имени Э. Остерлоффа (Польша), член Ассоциаций искусств Skedsmo kunstforening (Норвегия) и Fet kunstforening (Норвегия).