— В дождливую и пасмурную погоду, туман, когда на улице нет снега, пешеходов на дорогах почти не видно. Уличное освещение включают, когда темно, а утром оно гаснет, когда еще не рассвело. А можно ведь с наступлением осени фонари переводить в «зимний» режим? — интересуются гродненские водители.
Недавно в интернете появилась петиция. Барановичские автомобилисты предложили пересмотреть график уличного освещения в их городе: в частности, включать фонари на час раньше, а выключать на час позже. По словам автора инициативы Вадима Дедюшко, это позволит сократить число наездов на пешеходов в темное время суток. Под петицией уже подписалось около 300 человек.
Водители говорят, если бы в Беларуси, как раньше, переводили часы осенью на час назад и оставили нынешний график освещения города, то утром освещение выключали бы, когда светло, а в ночной режим фонари переводили бы на час позже.
По статистике, с наступлением осени число наездов на пешеходов увеличивается примерно на 25–30 %. Только в октябре и начале ноября в области произошло 24 наезда на пешеходов — это почти четверть от всех ДТП с участием пешеходов с начала года. В большинстве случаев наезды совершены в темное время суток, говорит старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.
Фонари включают по графику
Сейчас в городе уличное освещение включается и выключается строго по графику. Он разрабатывается с учетом погодных условий предыдущего года каждый год, но корректируется незначительно, в пределах 15 минут, объясняет начальник планово-технического бюро ГУКПП «Горсвет» Татьяна Ярошевич. График разрабатывает ГУКПП «Горсвет» и согласовывает с горисполкомом и Госавтоинспекцией. Свет в городе гаснет примерно в 8:16, а включается где-то в 17:58. До 22:00 горят все фонари, после 22:00 до 7:00 — только каждый третий, а также лампы на пешеходных переходах, перекрестках и остановках. Весь частный сектор с 1:00 до 5:00 погружается в темноту.
В ГАИ говорят, что постоянно — и вечером, и ночью — освещаются только центральные улицы с интенсивным движением, перекрестки, пешеходные переходы и остановки. Включать фонари там, где за ночь проедет одна машина, нецелесообразно.
— Каждый день улицы патрулируют наряды ДПС. Если где-то освещение не соответствует графику, например вместо половины фонарей горит только треть, не работает светильник, металлогалогеновая лампа светит не на пешеходный переход, а в сторону, выносим предписание организации, которая отвечает за освещение на данном участке. В Гродно это «Горсвет», — рассказали в отделении агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома.
Правда, случаев, когда за неработающий фонарь кого-то наказали, не припомнят, говорят в МООДД ГАИ УВД облисполкома.
На освещении экономят
Одна из причин, почему в городе ночью темно, — экономия. Несколько лет назад свет в частных секторах на ночь стали отключать полностью. По подсчетам специалистов «Горсвета», это позволяет экономить до 200 тысяч кВт*ч в год, что равно примерно 50 000 рублей.
Кроме того, обычные фонари стали менять на светодиодные: они экономят вдвое больше электроэнергии и, в отличие от металлогалогеновых, светят ярче. Сейчас такие лампы есть на многих центральных улицах города — Горького, Белуша, Богуцкого, Советской площади и в Виленском переулке, а также в спальных микрорайонах — Вишневец, Девятовка, Ольшанка (улицы Отечественная, Короткевича, Богушевича, Наполеона Орды). Но стоят они на 30–200 % дороже, поэтому заменить их все сразу из-за недостаточного финансирования сложно, говорит Татьяна Ярошевич.
Какие улицы самые светлые
Мы решили узнать, какие места в городе самые темные, как включается уличное освещение и что можно сделать, чтобы пешеход стал заметнее в темноте. В ночь с четверга на пятницу прокатились по главным улицам города — от Белуша до Лизы Чайкиной (через Вишневец и Ольшанку), по Поповича, Домбровского, Болдина, Горького — а также по Девятовке (до Белых Рос) и вернулись в центр города. Всего проехали около 50 км.
На большинстве основных улиц города освещение работало в таком режиме: один фонарь включен, два — нет. На мостах, кольцах и некоторых пешеходных переходах горели почти все светильники. Самые освещенные, на наш взгляд, улицы Белуша, Ольги Соломовой, Горького (от улицы Богуцкого до горисполкома), Дзержинского. Здесь оранжевые фонари заменили белыми светодиодными, хотя некоторые водители сетовали, что яркий свет слепит. Часть пешеходных переходов ночью подсвечена ярким белым светом с зеленоватым оттенком, что мешает водителю заметить пешехода на дороге. Такая подсветка зебры встречается на Лизы Чайкиной, Весенней, Врублевского, Лиможа, Кабяка, Садакова и на других улицах.
Топ самых темных мест города
1. Отечественная и Гродненская (подъезды к Ольшанке)
Несмотря на плотный транспортный поток утром и вечером, фонарей и тротуаров здесь нет. Пешеходы идут по обочинам. В тусклом свете фар их почти не видно.
2. Старомалыщинская улица
В конце улицы горело всего несколько фонарей, а сам частный сектор будто вымер.
3. Улица Тавлая
Через чистое лобовое стекло автомобиля выглядит темной, несмотря на оранжевые фонари.
4. Большая Троицкая улица
При тусклом освещении от Виленской до синагоги не видно глубоких ям от канализационных люков.
5. Пешеходный переход на перекрестке Победы — Пестрака
На предприятии «Конте» светофор выключали в 23 часа, а работники со смены возвращались позже. После нескольких наездов на пешеходов работу светофора продлили, но когда он выключается, а улица переходит в ночной режим, увидеть пешехода на разделительной полосе трудно. Человека на островке посреди проезжей части закрывает еще и подсвеченный светодиодами знак «Объезд препятствия справа» с черно-белым щитом.
6. Пешеходный переход возле хлебозавода и ОАО «Белкард»
В течение 10 минут стояли на островке безопасности рядом со знаком, но никто из десятка проезжающих мимо таксистов не притормозил и не убедился, что на островке никого нет. Знак висит на расстоянии около двух метров, поэтому увидеть пешехода в темноте практически невозможно.
Справка «ВГ»
Сколько фонарей должно гореть в городе
Всего в городе установлено почти 28 000 фонарей, из них примерно 11 000 — светодиодные. Кроме озвученных выше, есть и другие нормы включения и выключения освещения. Они более гибкие. По ним в городе в вечернем и ночном режимах должно работать не менее 90 % светильников. При этом два неработающих фонаря не могут располагаться подряд, один за другим. Включать освещение вечером нужно при снижении естественной освещенности до 20 люксов (освещение как в море на глубине около 50 метров), отключать — в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 люксов: это примерно как подсвеченные десятью спичками 10 кв. м (СТБ «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). Освещение в нашем городе включается по графику, утвержденному горисполкомом.