«Заходим по талонам или…» — я не успеваю задать вопрос, придя точно в 11:20. Моя бумажка никому не интересна. Все идут по «живой очереди», ведь у многих время по талону уже прошло. К терапевту удалось зайти только через полтора часа.
По норме — 12 минут на человека, в реальности — все 20
Официально, каждый должен пройти прием терапевта за 12 минут. Врачи замечают, что этого часто хватает только для ответа на вопрос: «На что жалуетесь?», а прием может длиться и полчаса. Когда назначенное время сдвигается, это сказывается не только на больных. Доктору приходится дописывать показания в карточки после смены. К примеру, в период эпидемии гриппа терапевт ездит по вызовам фактически в свое личное время. По словам главного врача поликлиники № 1 Гродно Сергея Совцы, согласно статистике, участковый терапевт работает с интенсивностью примерно на 30 процентов выше нормы. А очередь увеличивается и за счет тех, кому не хватило талонов, но срочно нужно к врачу.
Записаться на прием к врачу в поликлинке довольно легко. Как к терапевту, так и к узкому специалисту в большинстве случаев можно попасть в тот же день или на следующий. Но бывает и позже. Например, в городской поликлинике № 1, судя по электронной записи, ждать приема у окулиста, ревматолога и психотерапевта нужно неделю. Считается, что запись в пределах 5–7 дней — хороший показатель.
Врачи уверены, что нужно увеличить время на пациента. Они не раз обращались с таким предложением в Минздрав. Но нормы пока не пересматривают. Объясняют, что это среднее время: кому-то надо больше, а кому-то и меньше. Парадоксально, но чиновники считают, что такое нововедение ухудшит доступность помощи в поликлиниках: уменьшится возможное количество человек в час.
Официально очередей в поликлиниках нет или почти нет
Чтобы избежать очередей, когда талонов больше нет, Сергей Совца предлагает приходить в первый час смены. Это время для «живой очереди». Со второго часа приоритет нужно отдавать пациентам с талончиками. А регулировать очередь должны сами врачи. Правда, медики с этим не согласны: «Неужели нам еще и людей распределять?».
Есть еще одно решение пробемы очередей: увеличить количество кабинетов доврачебной помощи и кабинетов помощников врача. Они есть во всех городских поликлиниках. В кабинет доврачебной помощи направляют «острых» больных, которым вдруг стало плохо, но не хватило талончиков к терапевту. Там фельдшер или медсестра с высшим образованием осмотрят больного и назначат лечение. Но если диагноз трудно определить и нужна консультация более опытного специалиста, направят затем к врачу. Помощник доктора может выписать рецепты тем хроническим больным, кому не нужен врачебный осмотр, либо сделать кардиограмму. Очереди там обычно меньше. Официально очередей в поликлиниках нет или почти нет, так как пациенты идут по записи. Оценка очередей основана на опыте сотрудников и читателей «Вечёрки».
Реальным ответом на очереди становятся платные кабинеты. Но они не очень востребованы. Чаще соглашаются подождать бесплатного обследования. Впрочем, как и я.
Справка «ВГ»
Среднее время на осмотр одного пациента, утвержденное Минздравом
Врач | Норматив приема, человек в час | Норматив приема, минут на человека |
Терапевт | 5 | 12 |
Хирург | 8 | 7,5 |
Офтальмолог | 8,5 | 7 |
Лор | 8,9 | 6,7 |
Невролог | 11 | 5,5 |
Педиатр | 14 | 4,3 |
Акушер-гинеколог | 14 | 4,3 |