У белорусского дальнобойщика, которого убили в конце октября, осталось трое детей. В интернете в группе дальнобойщиков Беларуси организовали сбор денег для семьи погибшего и требуют наказать преступников. По письмом подписалось уже около двух тысяч человек. Что сейчас происходит на международных трассах и как дальнобойщики защищают себя, узнавали журналисты «Вечёрки».
Режут тенты и пускают газ в кабину
Сейчас белорусские фуры колесят по всей Европе, в страны Прибалтики и Скандинавии, доезжают даже до Китая. По словам водителей, рискованно ездить не только в Россию, но и в любую европейскую страну. Например, в России наиболее опасные дороги — Малое бетонное кольцо Москвы, подмосковные Люберцы, трасса возле Череповца — там чаще всего тормозят «братки», говорит гродненский дальнобойщик Владимир. Во Франции почти нет платных охраняемых паркингов, для фур предусмотрены небольшие площадки на обочинах в глухих лесах — оставаться здесь поздно вечером или ночью тоже небезопасно. Были случаи, когда водители выходили по нужде, возвращались — а кабина уже занята.
Еще один наш собеседник, Василий, рассказал, как в подмосковных Люберцах на фуры напали кавказцы. Отбиваться от них пришлось подручными средствами. Парень возит фрукты и овощи в европейские страны, в основном в Скандинавию. Для него гарантия безопасности — скоропортящийся груз, так как везут его два водителя и без остановки.
После трагедии перевозчики по-прежнему ездят в Россию. Правда, некоторые фирмы ограничили маршруты Москвой.
— Мы ездим только до Москвы, дальше — беспредел: могут порезать тент, пустить газ в кабину. Если приходится отправлять водителя, продумываем маршруты так, чтобы он останавливался только на знакомых стоянках. Перед каждым рейсом — инструктаж. Молодых «обкатывают» более опытные, — говорит директор гродненской фирмы Ирина Лапич.
Иногда помогает визитка с номером телефона «крыши»
По словам дальнобойщиков, которые работали в России в 90-е годы, сейчас серьезного рэкета на дорогах нет. Чаще всего, как правило, во Франции или Италии, воруют топливо или вещи. Недавно на границе между Бельгией и Францией пытались вскрыть фуру, рассказал Сергей, опытный водитель с 30-летним стажем.
На груз преступники нападают редко, потому что ценный товар сопровождает конвой. Если что-то дорогое перевозят под тентами, ночуют на платных охраняемых стоянках. Местоположение фуры фирма отслеживает по GPS. Кроме того, европейские грузовики оснащены специальными устройствами: если замок вскроют снаружи, открыть дверь все равно не смогут. Некоторые водители, по словам Владимира, провозят через границу травматическое оружие — оно спасает лучше, чем биты или куски арматуры. Иногда избавиться от «наездов» преступных групп помогает визитка с номером телефона «крыши». Если фуру останавливают на трассе, водитель показывает эту визитку, и вопросы преступники решают со своими «коллегами».
Фирмы, в свою очередь, строят маршруты таким образом, чтобы автопоезда останавливались на паркингах рядом с заправками, где, как правило, находятся под видеонаблюдением, еще там есть Wi-Fi. Сами водители стараются ездить колонной и поддерживать рации в рабочем состоянии. Если у коллеги произошел конфликт на дороге или сломалась машина, помогают друг другу.
В дороге не надо пить и «ходить по девкам»
В фирмах-перевозчиках считают, что водители часто рискуют сами, пытаясь сэкономить деньги и время.
— Не хотят оставлять машину на платной стоянке. Лучше постоит на улице около поста ГАИ или заправки, потом возьмет «левый» чек, чтобы отчитаться в организации, а деньги себе в карман. А в инструкции страховой компании четко прописано: если фура стоит на неохраняемой стоянке, в возмещении страховки за груз компании откажут, — говорит директор гродненской фирмы Сергей Терешковец.
Нарушения провоцируют и огромные очереди на границе. По словам Владимира, однажды за несколько дней до нового года он простоял в «Бобровниках» трое суток. Экономить на отдыхе и нагонять потерянное на границе время большинство не рискует. Это может обернуться большими штрафами или даже несчастными случаями. Но всякое бывает.
По мнению перевозчиков, часто причиной неприятных инцидентов становится обычное разгильдяйство.
— В дороге не надо пить и ходить по девкам — тогда все будет в порядке. В наших фурах стоят навигаторы, мы видим, где находится машина, но это не застрахует водителя от пьянки и затем от возможных разборок, — говорит директор одной из гродненских фирм-перевозчиков.
В фирмах говорят: сейчас найти хороших водителей сложно. В «дальнобой» идет неопытная молодежь до 30 лет. А профессионалы уезжают в Польшу и Литву за высокими заработками.
— Строитель хотя бы два-три года отучится в ПТУ, а водитель получил корочку на категорию Е, отъездил два года и уже может становиться на международные линии. Что можно от него требовать, если опыта нет? — объясняет Сергей Терешковец. — Поэтому моложе 30 лет стараемся не брать. Пускай сначала пойдет в ГАП, поработает на самосвале, а не сразу на «Вольво».
Опасные условия в дороге не считаются нарушением
Чаще всего водители нарушают режим труда и отдыха либо не включают тахограф. За 9 месяцев этого года к административной ответственности привлекли более тысячи водителей и фирм-перевозчиков на общую сумму почти 280 тысяч «новых» рублей, рассказал начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Предков. За грубые нарушения 25 фирм-перевозчиков лишили лицензии — но ни одну из них за то, что не обеспечили безопасность груза и водителя.