X

В Гродно появились кладбища домашних животных: чего стоит похоронить питомца «по-человечески»

Кошку Дусечку окружает большая компания: десятки бугорков среди кустов земляники. Видны памятники с фотографиями пушистых и мохнатых, оградка, лампадки, искусственные цветы и даже… деревянные кресты. Всё будто на обычном кладбище, только раз в десять меньше. Хозяева организовали стихийное захоронение рядом с прогулочными дорожками в Пышках, ведь закопать своего питомца на специально выделенном, «законном», участке в Гродно негде.

Стихийные и опасные

Натолкнуться на необычную картину можно совершенно случайно, на прогулке в сторону бывшего детского лагеря. Странную полянку в двадцать «квадратов» с дороги нельзя не заметить. На прохожего с надгробий смотрят овчарка в стойке и упитанная кошка. Разве что не выгравированы даты жизни. Могилки поскромнее едва угадываются среди зарослей — не наступить бы. Похожие бугорки, выложенные камнями, рассыпаны и по лесу за «азотовской» больницей.

Эти «кладбища» нелегальные, так как самовольные. Гродненцы закапывают своих любимцев в лесах, на дачах или пустырях по разным причинам. Не хотят выкидывать их на мусорку. Не знают, что это запрещено. Не знают, где можно. Но такие захоронения не только вызывают вопросы об эстетике в местах отдыха, они опасны.
— Грозят неприятностями — начиная от отравления до инфекционных патологий, — объясняет заместитель главного ветврача Гродно Дмитрий Гайда. — Если могила неглубокая, ее может размыть дождями. Инфекция переносится с водой, растениями, птицами, на подошве обуви. Нормативов, как глубоко нужно закапывать животных, нет.

Вместо могил — колодцы

Как же похоронить, не нарушая закон? Погребальные службы удивляются вопросу, отвечая «Помочь не можем. Животных не хороним. Да и другие не похоронят».

Единственное легальное место под Гродно мало похоже на кладбище, куда можно прийти, вспомнить и погрустить о братьях меньших. Это полигон твердых бытовых отходов нового мусороперерабатывающего завода в деревне Рогачи-Выселки. Вместо могил — восемь огромных баков глубиной около 10 метров с толстыми бетонными водонепроницаемыми стенками. Их называют ямы Беккари.

Гродненка Наталья нарушила закон, потому что не решилась бросать питомца, который стал членом семьи, в колодец с десятками других разлагающихся тел. Спаниель Босс прожил с домочадцами 14 лет. Теперь лежит на даче на глубине метра. Рядом с ним — сбитая машиной дворняжка Тимон. Над ними растут ирисы. Но об этом знают только хозяева. Вряд ли они когда-нибудь посадят там картошку или клубнику.

30 копеек за килограмм

Если бы кто-то и захотел опустить в ямы Беккари самостоятельно своего умершего Роджера или Цезаря, сделать это нельзя. Баки заперты на замок. Площадка обнесена высоким забором, калитка закрыта. А завод сотрудничает лишь с организациями. Основной его «партнер» — спецавтохозяйство. Передать в САХ своего питомца вроде бы можно. Но как выглядит процедура и сколько это стоит, еще не определились. Да и спроса на эту услугу нет.

Related Post

— С тем, чтобы забрать мертвое животное из дома, ко мне никто не обращался. Звонят только, если сбивает машина, — говорит заместитель директора ГГУПП «Спецавтохозяйство» Александр Жарков.

Но решится ли кто из хозяев положить тело питомца на дорогу и рассказать легенду, что «сбила машина»?

Известно, что для организаций стоимость захоронения, или, точнее, утилизации животного на полигоне, зависит от веса: 30 копеек за 1 кг. То есть за среднюю собаку весом 10 кг отдашь всего 3 рубля.

Передать питомца на полигон охотно согласились лишь в городской ветеринарной станции на улице Карского. Они готовы забрать не только кошек и собак, но и хомячков, морских свинок, попугаев и черепах. Берут не только тех, кто лечился в клинике, но и тех, кто умер дома. Пока услуги оказывают бесплатно. Но обращаются нечасто.

Похоронить по-человечески?

Речи про официальное кладбище домашних животных с отдельными местами и надгробиями в Гродно пока не идет, хотя идея «висит в воздухе». В Нью-Йорке кладбища домашних животных существуют уже больше ста лет. Они действуют и в некоторых польских городах. Услуга захоронения стоит 15-95 долларов. Для четвероногих построили даже крематории. На процедуре может присутствовать хозяин. Выложить за нее придется 130 долларов. Это выйдет дешевле, чем штраф за захоронение в неположенном месте — до 250 долларов.

В Москве такое кладбище занимает 2 га, есть VIP-зона. Хозяин может обеспечить питомцу почти такие же похороны, как и человеку, — с траурной музыкой и даже видеосъемкой. Кремировать можно в общей печи или отдельно. Потом выдают урну с прахом, делают на ней гравировку: имя и годы жизни.

В тему

По Закону о ветеринарной деятельности утилизировать трупы животных можно только в специальных местах. Но что грозит за его нарушение, непонятно. Известно только, что за самовольное захоронение людей в местах, не предусмотренных законодательством, гражданам дадут штраф от 105 до 210 рублей (5–10 базовых величин).