У Кузи есть «напарник» — конюх Иван Богдан, вместе они уже семь лет. Возят стройматериалы, инструменты, крупногабаритный мусор. Иногда подвозят кого-нибудь на работу — для этого на повозке помимо «водительского» места есть еще два пассажирских.
— С Кузей мы часто разговариваем. Он все понимает, и без меня — никуда. Бывает, приду утром в конюшню, а он уже ждет у ворот, — рассказывает Иван Богдан.
Держат лошадь в конюшне неподалеку от здания ЖЭС, прямо в центре города. Рабочий день Кузи начинается в восемь утра. Иван Карлович приезжает на час раньше — нужно подготовить коня, хорошенько покормить.
— Кушает он много: за раз может съесть целое ведро хлеба, — рассказывает возчик, подкармливая гнедого батоном и печеньками. — Летом пасется в Понемуни, но недавно этот участок выкупили, мы перешли теперь в военный городок на Лидской улице. На зиму заготавливаем сено и покупаем овес. Часто Кузю подкармливают работники ЖЭС и дворники.
Конь — еще тот попрошайка, говорит Карлович. Больше всего любит сладости — конфеты и печенье разжевывает медленно, будто растягивает удовольствие.
Работы у Кузи много. Территория, которую обслуживает ЖЭС № 6, большая: Аульс, Понемунь, улицы Карского, Щорса, Кленовая, Лидская, Захарова, Подольная, Озёрское шоссе, проспект Космонавтов — за день набегает около 20 километров. Трактор или машина пройдут не везде. Тут и нужен конь. Например, с Мулярской улицы на проспект Космонавтов, 38 на коне можно доехать за 12 минут.
— Если что-то срочно надо, тогда уже Кузю можно и подогнать. Больших грузов он не возит: за раз — до 300 килограммов, но для него это мелочи. Может и тонну, и две потянуть. Конь должен быть всегда в форме. На то он и конь. Но и отдыхать ему тоже нужно, — говорит Иван Карлович.
Отпуска у Кузи нет. Отдыхает он, как и Иван Карлович, два дня в неделю — субботу и воскресенье. Иногда Кузя ленится: хомут надеваешь, а он голову отворачивает, понимает, что работать придется. Бывает, болеет. Был случай в Понемуни, даже скорую пришлось вызывать.
К большому количеству транспорта на городских улицах конь уже привык, говорит Иван Карлович, но боится фур и тракторов с громким звуком.
— Раньше работал шофером, поэтому едем аккуратно, соблюдая правила дорожного движения, — с важным видом говорит возчик. — В аварии мы ни разу не попадали. Бывает, стоим в средней полосе, по обе стороны нас обгоняют. А нам что? Пускай обгоняют, мы правила не нарушаем. Иногда приходится стоять в пробке.
Кстати, Кузя хорошо ориентируется по светофорам: видит, что не успевает — загорелся красный, сразу ход сбавляет и останавливается. Или, наоборот, если желтый — уже не удержишь, пошел и пошел. Дорогу хорошо запоминает: едешь в одну сторону, а обратно возвращается сам.
Несколько лет назад Ивану Богдану и Кузе вручили почетную грамоту «За многолетний добросовестный труд».
Сейчас Кузе 20 лет. Конюх объясняет, что если за животным ухаживать, лошадь проживет и до 35-ти. На содержание много денег не тратят, говорит мастер текущего ремонта ЖЭС № 6 Сергей Живалевский. Подремонтировать хомут, выковать и поменять подковы раз в два-три месяца может и сам Иван Карлович. Летом на кормежку тратиться почти не приходится, а тонна овса на зиму обходится примерно 300 рублей. За семь лет, что Иван Богдан работает в ЖЭС, в «амортизацию» коня почти ничего не вкладывали, поменяли только одну уздечку.
Что дороже: конь или машина
Кроме Кузи в ЖЭС есть своя техника — два мотоблока, два трактора для вывоза мусора, сбора макулатуры, стекла, вывоза крупногабаритных отходов и бытовой техники. Сравним, что дороже в обслуживании: конь или мотоблок. В месяц на заправку мотоблока нужно около 50 литров бензина. Один литр АИ-92 стоит 1,11 рубля. Выходит, ежемесячно на обслуживание мотоблока без зарплаты водителя уходит примерно 55,5 рубля.
Конь питается сеном, за зиму съедает примерно тонну овса. Как рассказал начальник ЖЭС № 6 Владимир Орсик, тонна зерна стоит около 300 рублей и хватает на пять месяцев. Получается, в месяц на коня тратится 60 рублей, не считая заработка конюха.