Деревня Минойты, Лидский район — тридцать лет назад здесь ковался гигантский ядерный щит Советского Союза, а сейчас на этом месте разводят в промышленных масштабах экологически чистые вешенки.
Когда-то этого места боялся весь мир
Виктор Кодик, директор фирмы «Экогрибы», встречает нас возле пятиметровых железных дверей, которые ведут в огромный ангар. Во времена СССР оказаться постороннему здесь было просто нереально — все, что касалось 49-й дивизии РВСН, на вооружении которой стояли ядерные баллистические ракеты, хранилось под грифом «Секретно». В таком ангаре помещалось четыре 22-метровые баллистические ракеты Р-12. Их выкатывали на тележках к забетонированном стартовым площадкам.
— Дальность полета Р-12 не превышала 2200 км. Это значит, что они могли работать только по целям в Европе. В нашей дивизии было около 70 таких «малюток» общей мощностью 70 мегатонн. И совокупная сила их ядерного заряда была огромна. На смену этим ракетам-долгожительницам в начале 1980-х пришли передвижные ракетные комплексы «Пионер». На шестиосном 81-тонном тягаче МАЗ лежала твердотопливная ракета с тремя боевыми блоками. Четыре минуты — и она в небе, готовая лететь 5500 км по заданному курсу. Венцом эволюции стал комплекс «Тополь» на семиосном шасси МАЗ. Трехступенчатая ракета с ядерным боезарядом мощностью 0,5 мегатонны могла нанести удар по любому объекту на планете. Недаром их так боялись на Западе, — вспоминает в интервью газете «Рэспубліка» бывший командир 49-й дивизии генерал-майор Анатолий Иванцов.
Ракетные комплексы хранились в этих лесах до 1997 года, после чего их передали России. Хранилища пустовали до 2002 года. Сегодня здесь разместилась единственная в Беларуси фабрика по выращиванию вешенок.
Радиация здесь в десять раз меньше, чем снаружи
Открыв со скрипом входную железную дверцу, Виктор приглашает нас пройти в ангар — это камера доращивания. В ней круглосуточно поддерживаются влажность на уровне 90 % и температура от 5 до 20 градусов. Видим десятки полиэтиленовых пакетов, которые сложены друг на друга в отдельных секциях. Их называют грядками. Каждая за пять месяцев дает от 2 до 3 кг грибов. В пакетах сделаны отверстия, через которые прорастают вешенки.
Перед тем как попасть в ангар, грядка зреет не меньше 20 дней в специальном инкубаторе. Как пояснил Виктор, они наполнены пропаренной смесью из хвойных опилок, гречишной шелухи, извести и специальным веществом со спорами вешенок. Когда содержимое пакета поменяет цвет с черного на белый, грядка готова давать урожай.
Никакой радиационной опасности бывшие ангары не представляют. В хозяйстве провели эксперимент: сравнили грибы из леса и свои. Оказалось, что в вешенках уровень радиации в 10 раз меньше.
В месяц собирают 10 тонн, половина уходит в Россию
На единственном в Беларуси хозяйстве по выращиванию вешенок работает 25 человек. У фирмы — две собственные фуры-рефрижератора.
За месяц в хозяйстве собирают в среднем 10 тонн продукта. Основные покупатели — маркеты Москвы и Минска. Еженедельно в российскую столицу уходит по две тысячи упаковок. Потребности белорусского рынка в этих грибах — вдвое меньше. В Гродно встретить грибы из Минойт можно в 15 магазинах. А в Лиде — только в двух.
Что дальше?
До прошлого года 24 различных здания ракетной базы передали бизнесмену под безвозмездное пользование — он нес только амортизационные расходы в размере 50 млн «старых» рублей в год. Однако с прошлого года он платит аренду — затраты выросли в семь раз.
— Думали строить собственный консервный цех, но из-за аренды планы легли на дальнюю полку. Сейчас у нас только один путь — продавать грядки напрямую, без затрат на сбор и доставку, — говорит Виктор.