Деревянную стену Коложи со стороны Немана нужно заменить. Она настолько ветхая, что укреплять ее уже не имеет смысла. Проектом восстановления церкви планирует заняться международная рабочая группа.
Такие выводы сделали участники международной научно-практической конференции по вопросам сохранения Коложи. Она прошла в Гродно во второй раз, 30 сентября, с участием экспертов из Беларуси, России, Польши, Украины.
Что сделать с ветхой стеной?
Сейчас стало очевидно, что 150-летняя стена в опасности. Вопрос ее замены обсуждался как один из самых актуальных на конференции. Одни ученые предлагали поставить похожую деревянную, другие — подчеркнуто современную витражную.
По результатам исследования специалистов БНТУ в прошлом году, стена с южной стороны изношена более чем на 80 процентов. К слову, каменная часть XII века сохранилась почти в первоначальном виде, износ всего 12 процентов. Сколько деревянная стена сможет еще простоять, никто не возьмется сказать. По заключениям экспертов, «любой порыв ветра может произвести смещение конструкций». Неудивительно, ведь ее ставили как временную после обрушения половины храма в Неман во время паводка в конце XIX века. Однако до замены временной конструкции за полтора столетия дело так и не дошло по разным причинам.
По-прежнему остаются вопросы, как и на что менять деревянную стену. Согласно проекту института «Гродногражданпроект», утвержденному еще восемь лет назад, планировали использовать газосиликатные блоки. Главный инженер института «Гродногражданпроект» Рышард Кацынель на конференции предложил поставить вместо нынешней стены такую же:
— Если мы будем придумывать что-то абсолютно новое, с претензиями, то можем нарваться на серьезные противоречия…
Похожего мнения придерживается специалист управления по охране историко-культурного наследия Минкульта Беларуси Светлана Краюшкина:
— Давайте выполним консервацию в таких же объемах и в стилизации, близкой к этой.
По ее мнению, после консервации можно заняться и восстановлением всего облика храма.
В то же время заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик считает, что новую стену нужно сделать из современных материалов:
— Я бы провел конкурс и выбрал наиболее подходящее решение. Чтобы каждый, кто увидел храм, понял, что это сделано в XXI веке.
По мнению Михаила Мильчика, таким решением может стать витражная стена из специального устойчивого стекла.
Старший научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа из Санкт-Петербурга Евгений Торшин подчеркнул, что любая замена должна быть обратимой и не повредить более древние части храма.
Холм — на гарантии?
Другим спорным моментом остается холм под Коложей: стоит он или движется? Рышард Кацынель неоднократно уверял, что холм нерушим: десять лет назад в него «закачали» бетон. С 2011 года за землей под церковью ежегодно наблюдают в 18 точках. В большинстве мест колебания составляют всего 0–1 мм за год. Правда, были показатели и побольше. Разница между 2011 и 2012 годами — 2,5 мм, а между 2012 и 2014 годами — 8,5 мм.
Эксперты предлагают проверить холм еще раз.
— Таким объектом мы не можем рисковать. Относительно холма всё неоднозначно. То, что касается инженерии, у меня вызывает очень большие опасения. Я не вижу документы по геологии. Значит, это нужно уточнить и учитывать в задании на проектирование, — считает Светлана Краюшкина.
Настоятель Свято-Борисо-Глебской церкви протоиерей Александр Болонников предлагает пригласить для повторного исследования холма польских специалистов и уточняет: «Несмотря на то что проведены высокопрофессиональные работы по укреплению холма».
Дискуссия идет и по другим вопросам: от необходимости отопления храма до финансирования и нехватки реставрационного опыта. В последнем свою помощь готовы предложить специалисты из России, Украины и Польши. Зарубежные эксперты считают, что помогать реставрации деньгами стоит и соседним странам, так как Коложа — фактически объект мирового значения. Ученые сходятся в одном: действовать нужно, но нельзя спешить.
— Диагноз один: «Мы хотим сделать, а что — не знаем», — заметила Светлана Краюшкина. — Пока у нас нет удовлетворительного решения. Может быть, для этого понадобится 10, 20 лет. Для истины такого времени не жалко. Может быть, мы не успеем. Тогда пусть это сделают те, кто будет после нас и лучше нас.
Что можно сделать для Коложи
Участники конференции приняли несколько конкретных решений, как в дальнейшем спасать Коложу.
1. Собрать в одном месте все материалы исследований памятника с XIX века.
2. Продолжить изучение храма — археологии, гидрогеологии, составить картограмму перестроек в разное время.
3. Подготовить с помощью местных властей досье для включения Коложи в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
4. Организовать открытый конкурс концепций замены «износившихся конструкций».
5. Создать группу специалистов из Беларуси, России, Украины, Польши и других стран для разработки и реализации проекта реставрации церкви.
6. Создать общественный благотворительный фонд «Сохранение Коложской церкви».
Кстати, по приблизительным оценкам экспертов, работы по замене деревянной стены должны занять около 3–4 лет при хорошей организации и постоянном финансировании. Они могут потребовать «не безумную» сумму — около 2–3 млн долларов.
Справка «ВГ»
Борисоглебская церковь на Коложе была построена в XII веке. Она стала одним из первых кирпичных храмов на восточно-славянских землях. Среди отличительных особенностей церкви можно выделить плинфу — тонкий прочный кирпич, из которого возведены стены, а также цветную майоликовую плитку и обтесанные камни-валуны, украшающие стены снаружи. Изюминкой стало большое количество сосудов-голосников в стенах, которые выглядят как круглые окошки и обеспечивают хорошую акустику.