В нынешнем году в Беларуси было отмечено рекордное за последние 20 лет падение инвестиций. О том, что нужно привлекать в страну миллиардные зарубежные капиталы, уже который год говорят и президент, и правительство. Эти деньги станут спасательным кругом для белорусской экономики, помогут создавать новые рабочие места, повышать зарплаты рабочим, да и вообще говорить о перспективах развития…
Решить вопрос с инвестициями можно довольно успешно. В соседней Литве, которая находится на окраине ЕС, на душу населения в 2015 году приходилось чуть более 4500 долларов прямых иностранных инвестиций. В Беларуси, которую можно рассматривать как западные ворота в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), — в три раза меньше, менее 1500 долларов.
И объемы падают. Так, за первое полугодие 2016 года объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в нашу страну, — 912,3 млн долларов. Это на треть меньше, чем за тот же период прошлого года.
Раньше и у самих были деньги
Еще лет пять назад зарубежные капиталы тоже были нужны, но эта тема обсуждалась более спокойно. Экономика показывала рост, а мы были уверены, что и сами сможем выгодно вкладывать имеющиеся в стране деньги.
Для наглядного примера можно взять самые известные государственные инвестпроекты. Допустим, модернизацию деревообрабатывающей отрасли. В Гродненской области государственные инвестиции были направлены на завод «Мостодрев». Сейчас это предприятие признали неспособным расплатиться с долгами, оно находится на грани банкротства.
Положительный пример из той же отрасли — частный завод «Кроноспан» в Сморгони, который не только в короткие сроки наладил выпуск продукции, но и продолжает расширять свой бизнес.
— Кто в этой конкуренции выиграет? Частник, который умеет управлять и внешними рынками, и стоимостью своей продукции, и самими предприятиями, или государственное предприятие? Ответ очевиден, — резюмирует Андрей Дерех. — С одной стороны, мы приглашали инвестора войти на рынок, а с другой — поддерживали неповоротливое государственное предприятие.
Низкий рейтинг
Сейчас, когда в бюджете дефицит, а Россия снизила инвестиционную активность в нашей стране, выяснилось: деньги есть у инвесторов на Западе. Но беда в том, что они пока обходят Беларусь стороной.
У мифов есть и объективные подтверждения. Например, Беларусь который год находится в седьмой (последней) группе страновых кредитных рисков по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
— Любое финансирование, которое мы получаем на организацию инвестиционных проектов, за счет этих рисков удорожает стоимость. Чтобы эти проекты заинтересовали инвесторов, они должны обеспечивать достаточно высокую доходность, которая их перекроет и при этом обеспечит высокую прибыльность, — говорит директор «Национального агентства инвестиций и приватизации» Наталья Никандрова.
А конкуренты не спят
Теоретически западные компании могли бы рассматривать Беларусь как стартовую площадку для выхода на евразийские рынки. Но на практике оказалось, что им проще открыть бизнес и работать в России или Казахстане, где созданы более выигрышные условия.
Кроме того, многим западным инвесторам сложно понимать наши формы работы с ними. Они хотят вести бизнес, работая по неизменным и одинаковым для всех правилам, а не по договоренностям на основе личных контактов и связей.
— Для европейцев важен не столько персональный контакт и отношения, сколько существующие и работающие единые правила игры, которые были бы понятны и не требовали каких-то значительных личных усилий, — отметил Алексей Пикулик.
Полюби инвестора, как самого себя
Задача поиска инвесторов и успешной реализации их проектов прежде всего стоит перед руководителями областных и городских исполкомов. Как считает Андрей Дерех, часто этот успех зависит от того, насколько хорошо они смогут выстроить профессиональные и доброжелательные отношения с бизнесом. Вывод в том, что это сектор государственных услуг должен думать, как понравиться инвестору, бороться за него, изучать его потребности, а не наоборот. И порой это целое искусство.
Деньги любят тишину
При этом следует понимать, что один негативный фактор по своему влиянию гораздо сильнее, чем даже десять позитивных. Вспомним ситуацию с мебельным холдингом «ЗОВ» в Гродно. В феврале 2015 года в их адрес были выдвинуты обвинения в получении теневых доходов, выводе их за пределы страны, а также в уклонении от уплаты налогов. В итоге репутация и финансовое положение одного из самых крупных предприятий Гродно пошатнулись, снизились зарплаты. И в последнее время похожих примеров было достаточно.
— Страна поставила курс не только на привлечение инвестиций, но и на развитие частного бизнеса. Показательными порками частный бизнес не разовьешь. В стране, которая идет от «черной» и «серой» экономики к «белой», подобные примеры не редкость, — говорит Андрей Дерех. — Но такое отношение нужно в корне менять. Не улучшив отношения к своему бизнесу, мы не создадим условия для привлечения инвесторов.
Слишком много штрафов
— Нужно серьезно изменить ответственность за экономические преступления. Когда у государства — любого государства — заканчиваются деньги, у него есть соблазн вести себя хищнически по отношению к крупному бизнесу, — поднимает еще один наболевший вопрос Алексей Пикулик. — Но это в перспективе невыгодно. В этом году вы соберете 10 миллионов штрафами — в следующем потеряем 100 миллионов на налогах. Это вопрос и законодательства, и конкретного его применения. Оштрафовать в Беларуси можно всех, кто занимается бизнесом. В контроле ведь нужна мудрость. И государству порой стоит защищать бизнес от самого же себя.
Андрей Дерех добавляет:
— Должно быть общее улучшение делового климата. Никогда не поверю, что предприятие 5–10 лет существует, сдает налоговые декларации ежегодно, и вдруг его наказывают за нарушения пятилетней, семилетней давности. За то, что долгое время практикуется. При текущем уровне контроля за финансами нарушение можно отследить практически сразу. О нем должно становиться известно на следующий день. И если этого не произошло, не было предпринято превентивных мер, то зачем держать такой большой штат проверяющих?
Перегибы на местах
Повысить доверие зарубежных бизнесменов поможет и улучшение качества работы белорусских судов, повышение уровня доверия к ним. Ведь компаниям важно понимать: если у нее возникнут спорные вопросы к партнерам, дело рассмотрят качественно и объективно. Для ряда инвесторов очень ценной оказалась бы возможность прописывать в договорах возможность судиться в Европе и США, отмечает Алексей Пикулик.
— Нужно повысить статус арбитражных судов, сделать исполнения по коммерческому арбитражу безусловными, — дополняет Андрей Дерех. — Мы в принципе не можем судиться в белорусских судах — зачастую они только затягивают время. Поэтому требуется изменить хозяйственное право. Может быть английский суд. Но правильные инвесторы будут здесь работать, засучив рукава, и будут разбираться в белорусских хозяйственных судах. Поэтому белорусскому суду должны доверять как лондонскому.
Наталья Никандрова указала на еще один вопрос, который требует решения, — это высокая доля государственного сектора в экономике.
— Доля государства в экономике — преобладающая, и это не способствует приходу зарубежных капиталов. Государство, которое на сегодняшний день выполняет функции собственника-регулятора, отстаивает интересы государственных предприятий, — отметила она. — Поэтому мы говорим о том, что нужно проводить определенную модернизацию нашей экономики, чтобы устранять аспекты, влияющие негативным образом — в том числе и на приток инвестиций. Давайте решать проблемы — и у нас будет и 3, и 10 миллиардов долларов прямых инвестиций.
Хочется надеяться, что не только в столице, но и в регионах будут думать о том, как улучшить бизнес-климат. Ведь условия ведения бизнеса вообще и иностранных компаний в частности сильно зависят и от местных исполкомов, с которыми приходится работать напрямую.
В тему
Наболевшие вопросы обсудят на форуме
Как улучшить инвестиционный климат и создать условия, при которых зарубежные компании станут охотнее вкладывать деньги в белорусскую экономику? Именно эти вопросы будут обсуждать участники первого Белорусского форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который пройдет в Минске 29–30 сентября. Форум можно считать уникальным. Ведь среди его организаторов представители трех сфер экономики — государственного учреждения, частного бизнеса и независимые исследователи. Это Национальное агентство инвестиций и приватизации, инвестиционная компания «Юнитер», Белорусский институт стратегических исследований (BISS).