Как Беларуси подружиться с инвесторами?

В нынешнем году в Беларуси было отмечено рекордное за последние 20 лет падение инвестиций. О том, что нужно привлекать в страну миллиардные зарубежные капиталы, уже который год говорят и президент, и правительство. Эти деньги станут спасательным кругом для белорусской экономики, помогут создавать новые рабочие места, повышать зарплаты рабочим, да и вообще говорить о перспективах развития…

Решить вопрос с инвестициями можно довольно успешно. В соседней Литве, которая находится на окраине ЕС, на душу населения в 2015 году приходилось чуть более 4500 долларов прямых иностранных инвестиций. В Беларуси, которую можно рассматривать как западные ворота в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), — в три раза меньше, менее 1500 долларов.

И объемы падают. Так, за первое полугодие 2016 года объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в нашу страну, — 912,3 млн долларов. Это на треть меньше, чем за тот же период прошлого года.

Раньше и у самих были деньги

Еще лет пять назад зарубежные капиталы тоже были нужны, но эта тема обсуждалась более спокойно. Экономика показывала рост, а мы были уверены, что и сами сможем выгодно вкладывать имеющиеся в стране деньги.

— Один из источников наших проблем — то, что Беларусь долгое время была страной, где основной доход приходил от транзита российской нефти, ее переработки и экспорта этих продуктов. Большие суммы бюджетных средств на государственном уровне вкладывались в различные инвестиционные проекты — нужные и ненужные. Сейчас эти времена закончились, — говорит председатель совета директоров инвестиционной компании «Юнитер» Андрей Дерех, который много лет помогает белорусским компаниям привлекать зарубежных инвесторов.

Для наглядного примера можно взять самые известные государственные инвестпроекты. Допустим, модернизацию деревообрабатывающей отрасли. В Гродненской области государственные инвестиции были направлены на завод «Мостодрев». Сейчас это предприятие признали неспособным расплатиться с долгами, оно находится на грани банкротства.

Положительный пример из той же отрасли — частный завод «Кроноспан» в Сморгони, который не только в короткие сроки наладил выпуск продукции, но и продолжает расширять свой бизнес.

— Кто в этой конкуренции выиграет? Частник, который умеет управлять и внешними рынками, и стоимостью своей продукции, и самими предприятиями, или государственное предприятие? Ответ очевиден, — резюмирует Андрей Дерех. — С одной стороны, мы приглашали инвестора войти на рынок, а с другой — поддерживали неповоротливое государственное предприятие.

Низкий рейтинг

Сейчас, когда в бюджете дефицит, а Россия снизила инвестиционную активность в нашей стране, выяснилось: деньги есть у инвесторов на Западе. Но беда в том, что они пока обходят Беларусь стороной.

— Вокруг Беларуси существовало много стереотипов. Например, миф о том, что здесь высок риск потерять вложенные капиталы. Некоторые события в государстве были восприняты рядом инвесторов именно так, — объясняет причины настороженного отношения зарубежных компаний к нашей стране академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS)Алексей Пикулик.

У мифов есть и объективные подтверждения. Например, Беларусь который год находится в седьмой (последней) группе страновых кредитных рисков по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

— Любое финансирование, которое мы получаем на организацию инвестиционных проектов, за счет этих рисков удорожает стоимость. Чтобы эти проекты заинтересовали инвесторов, они должны обеспечивать достаточно высокую доходность, которая их перекроет и при этом обеспечит высокую прибыльность, — говорит директор «Национального агентства инвестиций и приватизации» Наталья Никандрова.

А конкуренты не спят

Теоретически западные компании могли бы рассматривать Беларусь как стартовую площадку для выхода на евразийские рынки. Но на практике оказалось, что им проще открыть бизнес и работать в России или Казахстане, где созданы более выигрышные условия.

Кроме того, многим западным инвесторам сложно понимать наши формы работы с ними. Они хотят вести бизнес, работая по неизменным и одинаковым для всех правилам, а не по договоренностям на основе личных контактов и связей.

— Для европейцев важен не столько персональный контакт и отношения, сколько существующие и работающие единые правила игры, которые были бы понятны и не требовали каких-то значительных личных усилий, — отметил Алексей Пикулик.

Полюби инвестора, как самого себя

Related Post

Задача поиска инвесторов и успешной реализации их проектов прежде всего стоит перед руководителями областных и городских исполкомов. Как считает Андрей Дерех, часто этот успех зависит от того, насколько хорошо они смогут выстроить профессиональные и доброжелательные отношения с бизнесом. Вывод в том, что это сектор государственных услуг должен думать, как понравиться инвестору, бороться за него, изучать его потребности, а не наоборот. И порой это целое искусство.

— Мы говорим давно, что инвесторам, которые уже работают в Беларуси, нужна поддержка. Недостаточно работать только над их привлечением. Нужно понимать, что их мнение — самая эффективная реклама для страны. Если иностранной компании комфортно работать, она поделится положительным опытом, — отметила Наталья Никандрова. — Во-вторых, по статистике Всемирного банка, 80 % инвестиций приходят благодаря реинвестициям, то есть от тех компаний, которым условия ведения бизнеса нравятся. Тогда они не выводят деньги за пределы страны, а расширяют существующие производства и строят новые.

Деньги любят тишину

При этом следует понимать, что один негативный фактор по своему влиянию гораздо сильнее, чем даже десять позитивных. Вспомним ситуацию с мебельным холдингом «ЗОВ» в Гродно. В феврале 2015 года в их адрес были выдвинуты обвинения в получении теневых доходов, выводе их за пределы страны, а также в уклонении от уплаты налогов. В итоге репутация и финансовое положение одного из самых крупных предприятий Гродно пошатнулись, снизились зарплаты. И в последнее время похожих примеров было достаточно.

— Страна поставила курс не только на привлечение инвестиций, но и на развитие частного бизнеса. Показательными порками частный бизнес не разовьешь. В стране, которая идет от «черной» и «серой» экономики к «белой», подобные примеры не редкость, — говорит Андрей Дерех. — Но такое отношение нужно в корне менять. Не улучшив отношения к своему бизнесу, мы не создадим условия для привлечения инвесторов.

Слишком много штрафов

— Нужно серьезно изменить ответственность за экономические преступления. Когда у государства — любого государства — заканчиваются деньги, у него есть соблазн вести себя хищнически по отношению к крупному бизнесу, — поднимает еще один наболевший вопрос Алексей Пикулик. — Но это в перспективе невыгодно. В этом году вы соберете 10 миллионов штрафами — в следующем потеряем 100 миллионов на налогах. Это вопрос и законодательства, и конкретного его применения. Оштрафовать в Беларуси можно всех, кто занимается бизнесом. В контроле ведь нужна мудрость. И государству порой стоит защищать бизнес от самого же себя.

Андрей Дерех добавляет:

— Должно быть общее улучшение делового климата. Никогда не поверю, что предприятие 5–10 лет существует, сдает налоговые декларации ежегодно, и вдруг его наказывают за нарушения пятилетней, семилетней давности. За то, что долгое время практикуется. При текущем уровне контроля за финансами нарушение можно отследить практически сразу. О нем должно становиться известно на следующий день. И если этого не произошло, не было предпринято превентивных мер, то зачем держать такой большой штат проверяющих?

Перегибы на местах

Повысить доверие зарубежных бизнесменов поможет и улучшение качества работы белорусских судов, повышение уровня доверия к ним. Ведь компаниям важно понимать: если у нее возникнут спорные вопросы к партнерам, дело рассмотрят качественно и объективно. Для ряда инвесторов очень ценной оказалась бы возможность прописывать в договорах возможность судиться в Европе и США, отмечает Алексей Пикулик.

— Нужно повысить статус арбитражных судов, сделать исполнения по коммерческому арбитражу безусловными, — дополняет Андрей Дерех. — Мы в принципе не можем судиться в белорусских судах — зачастую они только затягивают время. Поэтому требуется изменить хозяйственное право. Может быть английский суд. Но правильные инвесторы будут здесь работать, засучив рукава, и будут разбираться в белорусских хозяйственных судах. Поэтому белорусскому суду должны доверять как лондонскому.

Наталья Никандрова указала на еще один вопрос, который требует решения, — это высокая доля государственного сектора в экономике.

— Доля государства в экономике — преобладающая, и это не способствует приходу зарубежных капиталов. Государство, которое на сегодняшний день выполняет функции собственника-регулятора, отстаивает интересы государственных предприятий, — отметила она. — Поэтому мы говорим о том, что нужно проводить определенную модернизацию нашей экономики, чтобы устранять аспекты, влияющие негативным образом — в том числе и на приток инвестиций. Давайте решать проблемы — и у нас будет и 3, и 10 миллиардов долларов прямых инвестиций.

Хочется надеяться, что не только в столице, но и в регионах будут думать о том, как улучшить бизнес-климат. Ведь условия ведения бизнеса вообще и иностранных компаний в частности сильно зависят и от местных исполкомов, с которыми приходится работать напрямую.

В тему

Наболевшие вопросы обсудят на форуме

Как улучшить инвестиционный климат и создать условия, при которых зарубежные компании станут охотнее вкладывать деньги в белорусскую экономику? Именно эти вопросы будут обсуждать участники первого Белорусского форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который пройдет в Минске 29–30 сентября. Форум можно считать уникальным. Ведь среди его организаторов представители трех сфер экономики — государственного учреждения, частного бизнеса и независимые исследователи. Это Национальное агентство инвестиций и приватизации, инвестиционная компания «Юнитер», Белорусский институт стратегических исследований (BISS).

Share
Published by
inna_grishuk