Как началась путаница
Сейчас заменой счетчиков занимается водоканал, и процедура достаточно простая: нужно оплатить установку водомера (стоимость двух — 180 рублей «новыми»), за день до установки позвонить в ЖЭС с просьбой отключить воду и присутствовать дома, когда придет мастер водоканала (установка занимает около двух часов).
Но Вадим Геннадьевич устанавливал счетчики более пяти лет назад — как раз тогда, когда их массово внедряли. Тогда над трубами колдовали водопроводчики из ЖЭС. В водоканал нужно было обращаться отдельно, чтобы взяли измерители на баланс. Вадим Геннадьевич пытался зарегистрировать приборы четыре раза. Дело в том, что их смонтировали неправильно: они не учитывают расход в санузле. Нужно либо поставить еще два водомера, что достаточно дорого, либо делать врезку, чтобы вода из санузла не «обходила» установленный счетчик. Вадим Геннадьевич считает, что неправильная установка — недоработка ЖЭС и водоканала. Поэтому хочет, чтобы проблема решалась их силами, без его участия.
— Я не сразу заметил, что счетчики установлены неправильно. Когда стали разбираться, надеялся, что всё быстро исправят. А в ЖЭСе говорят: «Купи “причиндалы”, и мы сделаем». А я не разбираюсь, как там и что. Почему люди, которые знают, что купить, не делают это сами? Я отдам деньги. Можно было бы обратиться в частную компанию с лицензией на установку счетчиков, но расценки у них в два-три раза выше. Почему же у коммунальщиков не могу добиться хорошего обслуживания? — спрашивает наш герой.
«Я не специалист. Придите и сделайте»
Камнем преткновения стало именно то, что нужно самому покупать материалы и договариваться насчет отключения воды. Вадима Геннадьевича возмущает то, что нет механизма вроде «одно окно», позволяющего жильцам не вникать в манипуляции сантехников и электриков.
— В строительстве есть понятие генподряда: платишь деньги, и организация сдает тебе готовую работу, «под ключ», сама решает все возникающие задачи, — рассуждает Вадим Геннадьевич.
При этом он считает, что государственные учреждения должны предоставлять услуги качественно. Ведь не всегда простому человеку по карману частники: глядя на то, сколько придется отдать, тысячу раз подумаешь.
«К нам не обращаются с такими проблемами»
У противоположной стороны свои аргументы.
— Уже пять лет как не занимаемся установкой счетчиков воды, — объясняет диспетчер ЖЭС № 5, к которому относится дом Вадима Геннадьевича. — Теперь это задача водоканала. У нас не предусмотрено, чтобы сантехники и другие мастера занимались материалами, которые нужны для работ. Мы выписываем материалы в УЖРЭП, когда в поломке виноват ЖЭС. В других случаях можно только в личном порядке договориться с мастером, чтобы тот помог с покупкой. Но он не обязан соглашаться, это строится на личных договоренностях и не предусмотрено правилами. Разумеется, нужно будет оплатить и материалы, и работу. Но обычно о таком не просят. Сантехники дают список того, что нужно купить, а жильцы разбираются сами.
Мастер водомерного участка водоканала внесла ясность по второму пункту, беспокоящему Вадима Геннадьевича:
— Отключение воды — это платная процедура, поэтому нужно сходить в ЖЭС, написать заявление и заплатить. Мы могли бы звонить и договариваться с ЖЭС сами, но где гарантия, что отключение будет оплачено? Кроме того, нам еще ни разу не поступали жалобы, что кому-то неудобно договариваться с ЖЭС.
Отсутствие ранее подобных обращений — вот на что опираются в обеих инстанциях. Возможно, так проще — мириться с мелкими неудобствами, чем затевать обсуждения в кабинетах и идти против правил, прописанных на бумаге?