На прошлой неделе Москва предложила нашей стране реанимировать обсуждение общих проектов, один из которых — совместное предприятие «Гродно Азот» и крупного холдинга «ЕвроХим», сообщила газета «КоммерсантЪ». Мы решили разобраться, зачем же гродненскому «Азоту» так нужен иностранный инвестор.
Всё дело в модернизации
Сегодня от состояния ОАО «Гродно Азот» зависит судьба и благополучие каждого десятого жителя города. На предприятии работает более 7,5 тысячи человек, вместе с семьями — это более 30 тысяч.
Все бы хорошо, если бы не главный вопрос, который сильнее волнует тех, кто не работает на химическом гиганте. Предприятие построено в 60-е годы. По состоянию на 1 мая 2015 года износ оборудования на заводе составлял более 66 % (по данным Государственного комитета по имуществу). Руководство «Гродно Азот» говорит, что в модернизацию в ближайшие пять лет необходимо вложить примерно 1,8 млрд евро. Известно, что проект хотят включить в государственную инновационную программу. А это значит, что на финансирование пойдут бюджетные деньги.
Сейчас у страны таких денег нет. В 2016 году в республиканском бюджете на финансирование государственной инвестиционной программы утвердили около 115 млн долларов. В 15 раз меньше, чем требуется «Азоту».
Вариант «сделать всё за счет предприятия» не совсем реален. По отчетам Минфина, в прошлом году ОАО «Гродно Азот» направило на инвестиции чуть более 17 млн долларов. Если сохранить эти объемы (внимательный читатель подсчитает), то такими темпами модернизация за счет собственных средств может затянуться более чем на 100 лет.
Остаются иностранные кредиты либо деньги инвестора.
Гигант может сесть на шею?
— Наши заводы с каждым годом стоят всё меньше и меньше. Из-за нерешительности провести приватизацию промышленный потенциал страны приходит в запустение. Основная проблема «Гродно Азот» — на модернизацию предприятия сегодня требуются очень большие деньги. Себестоимость продукции растет, оборудование устаревает, а найти большие заемные средства сложно или практически невозможно, — рассуждает независимый экономист Сергей Чалый. — На государстве уже висят огромные кредитные ресурсы. Например, более миллиарда евро вложили в модернизацию деревообрабатывающих предприятий. И перспективы погасить их до 30-х годов пока не очень реальны.
По мнению руководителя научно-исследовательского центра «Мизеса» Ярослава Романчука, если не найдется инвестор, то страна может получить в виде «Гродно Азот» еще одного «иждивенца», который вместо поддержки населения и народного хозяйства будет превращаться в конкурента за ресурсы бюджета.
Спасительной волшебной палочкой может стать приход инвестора, у которого есть и ресурсы, и свои рынки сбыта, и современные подходы к управлению, и возможности перевести предприятие на работу по мировым стандартам. Но переговоры затянулись на годы.
Слишком дорого, чтобы продать
Речь идет не о том, что «Гродно Азот» не интересен инвестору. Просто вторичные выгоды от того, что оно остается непроданным, слишком хороши. Государство не хочет расставаться с предприятием, на которое возложило большую социальную и экономическую функции.
Как поясняет Сергей Чалый, в нашей стране существует практика перекрестного субсидирования. Например, поставки удобрений на внутренний рынок для агросектора идут по льготным ценам. А они ниже, чем на мировых рынках.
На экономике «Гродно Азот» это отражается негативно. Так, три года назад заместитель гендиректора «Гродно Азот» Тамара Последняя назвала цифру в 1 миллиард долларов. Именно столько за семь лет потеряло предприятие в результате госрегулирования и льготных внутренних цен на продукцию, сообщала газета «Белорусы и рынок».
Если предприятие будет продано, то на эти нужды придется выделять деньги из бюджета. А как договориться на такие странные условия с новым частным владельцем?
— Получается тупиковая ситуация: с предприятием трудно расстаться, но чем дольше оно находится в госсобственности, тем больше будет дешеветь из-за устаревания основных производств и оборудования, — делает вывод Сергей Чалый.
Цена непонятна инвестору
И российские, и белорусские эксперты всегда говорили, что с самого начала цена на «Гродно Азот» была завышена. И это тоже сдерживало инвесторов. Напомним, что за госпакет акций (25 % плюс одна акция) инвестору предлагали заплатить 414 млн долларов и внести в установленные сроки в уставный фонд предприятия не менее 440 млн долларов. А также заключить с государством инвестдоговор на строительство нового азотного комплекса (1,5 млрд евро).
— Если есть желание продавать, то нужно делать правила прозрачными, адекватными и понятными с точки зрения рыночных условий, — говорит Ярослав Романчук. — Когда говорят о ценообразовании продаваемых объектов, включающем всё, что мы вложили, плюс еще три или пять годовых объемов прибыли, на такие условия вряд ли кто-то согласится. Современные инвесторы оценивают в контексте той ситуации, которая действует на рынке. И смотрят, возможно ли заработать на предприятии сегодня и как минимум в ближайшие десять лет.
Что делать?
— Государство хочет не только получить деньги от приватизации, но и сохранить контроль над предприятием. То есть продать 15, 25 или 49 процентов акций. В случае с «Азотом» — 25 % плюс одна акция, — называет еще один сдерживающий фактор приватизации Ярослав Романчук. — Но когда речь идет о серьезных инвестициях, как, в частности, с «Гродно Азот», такие вещи не проходят. Здесь нужен оперативный контроль, понимать, на что рассчитывать в условиях, когда государство говорит о серьезных инвестиционных условиях.
Получается, что при существующих подходах к приватизации шансы быть купленным у «Гродно Азот» практически нулевые. Самое серьезное, что может произойти, — мы потеряем время.
— Беларусь должна работать исключительно по мировым правилам, понятным для людей с деньгами, с рынками сбыта, с новыми технологиями — говорит Ярослав Романчук. — Пока же мы пытаемся «со своим уставом войти в монастырь», в строительство которого мы даже камешка не вложили. Инвесторы сочувственно улыбаются, желают нам успеха на самобытном пути, но вкладывать деньги в нашу экономику
не спешат.