Сказать, что эта пьеса ставилась не раз, в разных странах и в разных режиссерских концепциях — не сказать ничего. Чехов по-прежнему остается одним из самых востребованных драматургов для мирового театра. Надо обладать завидной смелостью, чтобы взять именно этот материал, который, казалось бы, уже представлен во всех возможных вариантах. Но, очевидно, Олег Жюгжда может позволить себе такую смелость, и браво ему за это!
Спектакль оказался удивительным, цельным и очень атмосферным. Да, мы слышали прекрасный текст Чехова, но на сцене не было той «глубокомысленной» и скучноватой «чеховщины», к которой приучил нас поздний советский театр. Действие разворачивается живо и интересно, диалоги мягко и незаметно переходят от живых актеров к кукольным и наоборот, сценография и различные театральные «штучки» сплетают многослойную ткань спектакля, которая постепенно захватывает тебя все больше и больше. Во многом, это происходит благодаря замечательному актерскому ансамблю. Лариса Микулич (Аркадина) в меру манерна и в меру тонка, следить за ее игрой необыкновенное удовольствие!
Иван Добрук, который неожиданно сыграл двух полярных персонажей (учитель Медведенко и управляющий Шамраев), заставил задуматься — отчего так? Из-за дефицита актеров определенного возраста и амплуа? Или же это такой новаторский ход режиссера? Как бы то ни было, Иван вполне убедителен в каждом из этих образов, и мы принимаем на веру такое прочтение. Светлана Бобровская, Василий Прободяк, Виталий Леонов, Александр Шелкоплясов органичны и колоритны; как просты и органичны декорации спектакля (художник-постановщик Лариса Микина-Прободяк). Со вкусом сделан свет и звуковой ряд спектакля. Да что там! Одна чайка, выходящая на сцену, чего стоит! (Дорогого стоит, надо сказать.)
Особо хотелось бы сказать об Александре Литвиненок (Маша), Татьяне Евтух (Нина) и Александре Ратько (Костя). Каждого из них можно поздравить с настоящей большой ролью и с «личностным» ее воплощением. В этом спектакле они прекрасны! Верю! Хочется пожелать молодым актерам не менее интересных работ в дальнейшем.
Конечно, нет смысла пересказывать сюжет пьесы или какие-то «постановочные ходы». Удивительность этого спектакля состоит в том, что, несмотря на современный подход к режиссуре и сценографии, он не ушел в формализм, в прием ради приема, в пафосное режиссерское самовыражение, что нередко случается в современном театре. Спектакль сохранил главное — интерес к человеку, к его внутренним переживаниям, надеждам, иллюзиям, бесконечному стремлению к любви и гармонии…
«Доступность» подачи и различные «забавки» никак не умаляют, а, возможно, даже подчеркивают достоинства психологического театра. В некоторых моментах, особенно в финальной сцене прощания Нины и Кости, спектакль поднимается до такой высокой, пронзительной ноты, какую уже редко встретишь на сегодняшней сцене. И это действительно сильно!
Думаю, Антон Павлович был бы немало удивлен и рад за свое произведение, воплощенное в театре кукол. Что касается финального аккорда спектакля — той странной сцены, где Нина стреляет из пистолета в Треплева, — с одной стороны, ее можно отнести к неким постмодернистским аллюзиям… а, с другой— кто, как не Нина Заречная (вернее, неразделенная любовь к ней) убивает в конце концов Костю Треплева? Наверное, в этой сцене можно найти и другие смыслы… отнесем ее, опять же, к творческой смелости режиссера.
Спектакль оставляет сильное впечатление, ярко выраженное «послевкусие» и много поводов для рефлексии. Есть ощущение, что состоялось театральное событие! Так что поздравим себя скорее!
Посмотреть спектакль стоит! Возможно, не один раз.