Солнечная станция, кусочек Швейцарии и ангары на продажу — чем сегодня живет военный аэродром в Щучине

Еще несколько десятилетий назад здесь взлетали и садились военные истребители, а сейчас добывают солнечную энергию и собираются выращивать свиней. Есть ли будущее у щучинского аэродрома или былое военное величие так и зарастет лесом? Об этом рассказали заместитель председателя Щучинского райисполкома Алексей Садовский и начальник отдела экономики Щучинского райисполкома Юрий Вилькевич, которые пытаются найти применение военным объектам.

Взлетную полосу продавать не будут

Уже более 20 лет аэродром находится в запустении и не используется по прямому назначению. После того как в 1992 году над Щучином состоялся прощальный полет, территория заросла лесом. Что в советское время было гордостью армии, стало головной болью местных властей, которым в 1996 году передали 340 объектов бывшего аэродрома.

Несколько лет назад у щучинцев появилась надежда, что город авиаторов вновь оживет: с помощью городских предприятий очистили взлетно-посадочную полосу, а в июле 2014 года здесь даже провели День города и устроили полеты на легкомоторных самолетах. Однако на возрождение аэродрома требуются немалые средства. Детско-юношеская планерная школа «Полет Точный», где занимаются школьники, и частный самолет — вот и всё, что сегодня напоминает о лётном прошлом.

В Щучине уверены, что в нашей стране обязательно наступит время, когда малая авиация будет востребована и получит развитие. Поэтому главная задача местных властей — найти арендаторов или инвесторов старых объектов. Правда, взлетную полосу продавать не будут. Она еще пригодна для посадки легкомоторных судов и уже используется малой авиацией.

Купить ангар может любой желающий

В райисполкоме предлагают несколько способов пристроить недвижимость: взять в аренду, купить на аукционе, получить здание под инвест-проект или заключить договор безвозмездного пользования с обязательным созданием рабочих мест. Сейчас на аэродроме на месте котельной — склад, в ангарах для самолетов — хранилища, СТО, предприятие по изготовлению памятников, производство мебели. На бывшем командном пункте разводят лошадей.

Чаще всего бывшие ангары берут в аренду сельскохозяйственные организации. Там хранят зерно, картофель и другие продукты. В прошлом году «арочников» не хватило. К слову, стоимость ангаров — от миллиона рублей в отдаленных частях аэродрома до двух миллионов рублей рядом с полосой. Если кто-то решит выкупить объект, то придется выложить 250 миллионов рублей.

Куда делись плиты?

Это, пожалуй, самая главная загадка аэродрома. Местные считают, что их разворовали еще в 90-е, но чиновники уверены, что в продаже плит не было ничего криминального, а договоры и документы о продаже сейчас находятся где-то в архивах. Правда, сейчас понять, куда ушло большинство плит трудно — нужно искать документы.

Часть плит получили щучинские предприятия, где покрытия используются и сейчас.

Related Post

Нам стало интересно, сколько бы сейчас стоили плиты. «Вечерка» посчитала, что со взлетно-посадочной полосы аэродрома сняли порядка 8 тысяч плит размером 2 на 6 метров. По нынешним ценам это около миллиона долларов.

Сталкеров прогоняют сторожа

Сейчас беспрепятственно въехать на аэродром и прокатиться по взлетно-посадочной полосе может любой. Возле ангаров, что неподалеку от въезда, стоят автомобили, рядом пасутся лошади. В бывших складах Щучинское ЖХК хранит топливную щепу.

В раийсполкоме сообщили, что аэродром охраняют, правда, признают, что взять под контроль все 500 гектаров невозможно. На заброшенных объектах любят появляться сталкеры и страйкболисты. За все время на аэродроме не произошло ни одного несчастного случая. Правда, за оставленный на территории мусор местных не раз штрафовали.

— Нет смысла запрещать людям приходить на аэродром, — говорит Юрий Вилькевич. — У нас развивается велодвижение, и нет ничего плохого в том, что люди занимаются активным отдыхом.

Солнечная станция и кусочек Швейцарии

На аэродроме установлены сотни солнечных батарей. Станция мощностью 2,5 мегаватта является одной из первых в области, занимает 5 гектаров и уже продает энергию. Предприятие основали белорусские бизнесмены.

Кроме этого, пришли швейцарские инвесторы. На месте бывшего военного городка в деревне Богдановцы иностранцы построят современный комплекс по выращиванию свиней и создадут около 30 рабочих мест. В производстве будут использованы экологически безопасные европейские технологии. Об этом рассказал заместитель председателя райисполкома Алексей Садовский.

Справка «ВГ»

Военный аэродром в Щучине был построен в 1939 году. Во время войны здесь дислоцировался 122-й истребительный полк.
После войны в Щучине построили взлетно-посадочную полосу. В советские времена аэропорт был центром военной авиации и имел позывной «Точный». В перестройку части начали расформировывать, а земли аэродрома передали местным хозяйствам.

В тему

В центре Щучина на берег Туровки вернули самолет. Это произошло в пятницу, 10 июня. Правда, если раньше МиГ-19 находился рядом с дворцом Друцких-Любецких, то сейчас постамент появился рядом с военным городком на Озёрной улице, в 400 метрах от прежнего места.

Share
Published by
evgeniy_lebed_foto_avtora