Девять тысяч километров на раритетном «Запорожце» меньше чем за месяц собираются проехать Анатолий Маслов из Новогрудка и минчанин Александр Жос. Белорусский экипаж впервые примет участие в международном ретроралли «Пекин — Париж».
9000 км проедут за месяц и маршрут на 250 листах
Ралли стартует в Пекине 12 июня. Наш экипаж начнет гонку в Улан-Баторе (столице Монголии), поскольку в Китае белорусские водительские права недействительны. Вместо почти 14 000 км они проедут 9000. Ехать ребята будут вне зачета, так как за участие в гонке нужно заплатить внушительный взнос — 70 000 долларов.
Подробный маршрут прописан в дорожной книжке на 250 листах. Их раздадут участникам только перед стартом. В ней указаны не только контрольные точки, где нужно отметиться, но и задачи для штурмана.
— К примеру, написано: ехать по участку согласно ПДД минус 8 %. По ПДД, в населенных пунктах можно двигаться со скоростью 60 км/ч, от этого нужно отнять еще 8 %. Потом едешь по деревне, вдруг знак «40», снова пересчитываешь. А точность вхождения на контрольную точку — до секунды. Поэтому пилот, как правило, ложиться спать, а штурман начинает считать, изучает маршрут, делает пометки, — говорит Александр.
По 12 часов за рулем в день и 40 кг запчастей в дорогу
Самое сложное, по мнению гонщиков, целый месяц провести за рулем. Нужно вставать в 8 утра и приезжать в 8 вечера. В пути придется проводить по 12 часов, а то и больше, если произошла поломка. Протяженность одного участка — около 500–600 км, и это только один день.
— За раннее и позднее прибытие на контрольную точку даже на несколько минут штрафуются. Поэтому средняя скорость — около 40 км/ч. В день понадобиться примерно 150 литров бензина, на всю гонку — около 1,5 тонны топлива, — рассказывает Александр.
Сложнее всего, говорит штурман, ехать по Монголии: там слабо развита инфраструктура — нет жилья, заправок, магазинов, плюс языковой барьер. А ехать по стране придется семь дней. Поскольку бак ЗАЗ рассчитан всего на 40 литров, с собой будут возить канистру еще на 30 литров.
Кроме личных вещей берут с собой палатки, «спальники», продукты питания (правда, в сухом виде, как у военных, чтобы занимали мало места и были сытны), карты, навигаторы и 40килограммов автозапчастей на случай поломки в дороге.
— Однажды английский спортсмен на «Роллс-Ройс», который участвовал в соревновании и вел свой блог в интернете, написал, что «сломался» и продолжить гонку уже не сможет. Этот блог читал арабский шейх, у которого целый парк таких машин. Узнав о поломке, он разобрал один из своих «Роллс-Ройсов» и частным самолетом отправил запчасти гонщику, — говорит Александр.
«Мишку» восстанавливали 2 года
— Мы попадаем в третью категорию — автомобили от 1942 до 1975 года с двигателем объемом до двух литров. Чтобы получить допуск, машина должна быть максимально оригинальной: к примеру, нельзя в кабину от 21-й «Волги» поставить все от современного БМВ. Крепился багажник кожаными ремнями — значит, их и нужно устанавливать. Максимум можно поставить современные ремни безопасности, более удобные сиденья, — говорит Анатолий.
«Запорожец» участвует в различных фестивалях в Беларуси, Львове, Санкт-Петербурге, Белостоке, Вроцлаве. За пять с половиной лет проехал почти 30 тысяч километров. Сейчас машина находится в Иркутске, оттуда экипаж отправится в Улан-Батор.
— Мы обязательно приедем! — уверенно говорит Анатолий. — Если бы я не был уверен в автомобиле, не поехал бы. В машину надо верить, любить ее, гладить. И тогда она никогда не подведет. Это как с женщиной… Я приезжаю из командировки, захожу в гараж и спрашиваю: «Мишка, как ты здесь?» Жена улыбается. А я ей говорю: по-другому нельзя.
Покорили Нордкап и побывали в гостях у Санта-Клауса
Участие в ралли Анатолий отрепетировал еще год назад, когда вместе с дочкой и друзьями из разных стран съездил в самую северную точку Европы — Нордкап. Тогда за 20 дней раритет преодолел 6300 километров!
— К поездке мы готовились девять месяцев. Автомобиль полностью разбирали. Поначалу собирались ехать к полярному кругу, но когда посчитали, что оттуда еще тысяча километров до самой северной точки Европы, Нордкапа, решили ехать туда, — рассказывает Анатолий.
В день приходилось проезжать около 300 км. Отдыхали в основном в кемпингах: бюджетный вариант в Норвегии и Финляндии стоит 30–50 евро с человека. А вот палатками воспользовались только раз: разбить палатку стоило 15 евро, а домик — 18 евро, разница небольшая. Заправки в Норвегии находятся на расстоянии 150–200 км, поэтому топливо возили с собой в канистрах.
За 20 дней компания посетила пещеру с наскальными рисунками первобытного человека в Альте. Побывали в музее золота в Танкавааре. Там за 10 евро можно было два часа мыть золото в местной речке. Один из попутчиков намыл 3 грамма золота. Заглянули в гости к Санта-Клаусу под Рованиеми.
— Нас встретил дед за два метра высотой, очень крепкий дядька. Когда узнал, что мы из Беларуси, очень обрадовался. Даже немного разговаривал на русском языке, — рассказывает Анатолий.
Больше всего Анатолия поразила культура вождения в Норвегии:
— Ничего общего с нашей она не имеет. Там никуда не спешат. Стоит знак «40», водитель и едет с такой скоростью или даже меньше. Сплошная — ее пересекать не будут.
В тему
Ретроралли проходит раз в три года. За 35 дней нужно преодолеть 13 695 километров. Завершится ралли в Париже. В этом году в списке участников 15 экипажей (хотя заявлялось 120) и примерно 25 машин судей и обслуживания. Самому старому «мотору» гонки — больше сотни лет (1915 года выпуска), молодому — 42 года. Машины поедут в категориях: автомобили «Винтаж» до 1931 года, с 1931 до 1942 года и от 1942 до 1975 года (с двигателем объемом до двух литров и свыше двух литров).