Двенадцать художников поселились в агроусадьбе «Каралінскі фальварак Тызенгауза». Здесь проходит международный художественный пленэр «Гродна – дарог скрыжаванне». За несколько дней до открытия итоговой выставки в Гродно (4 июня в 13:00 в городском выставочном зале) журналисты посмотрели, чем заняты творческие будни.
У озерца рыбачит Сергей Гриневич. В свободное время гродненский художник меняет кисточку на удочку. Поплавок резко уходит под воду.
— Маленькую рыбку поймал, а может, и не маленькую, — говорит Гриневич. — О, карасик! Ну, такого отпустим. Сегодня уже четверых отпустил, а большого карася пожарила Кася.
В домике¸ где поселился художник, сохнут его последние картины: портреты пленэристок и женский силуэт. Одна из девушек на портрете — та самая Кася.
Мы застаем ее на берегу озера. По воде скользят лебеди, пасмурно, а на картине Каси — яркий закат. Девушка родом из Люблина, учится искусству в университете Гданьска. В Гродно и в Беларусь приехала впервые. Отмечает, что у нас на улицах меньше людей и меньше магазинов. Учиться живописи в Гданьске довольно дорого, поэтому Кася подрабатывает, пишет портреты на заказ. «Пейзаж — это не моя тема, — признаётся художница, — но здесь природа вдохновляет».
Еще один участник пленэра, молодой гродненский художник Александр Болдаков, в конце прошлого года на выставке «Художники Парижской школы — уроженцы Гродненщины» получил грант в несколько тысяч долларов, который теперь должен потратить на творческие проекты. Что он и делает. Один проект посвящен современному искусству, второй — о жизни и простом человеке. Подробностей художник не раскрывает — не хочет анонсировать работы, пока они не закончены.
— Пленэр выдернул меня из работы над проектами. Быть художником — это работа, хотя большинству искусство кажется творчеством: встал, «покалякал» с утра и целый день отдыхаешь. В действительности над холстом работаешь постоянно, в мыслях или в реальности, — рассказывает Александр.
На его картинах традиции и современность показаны через старинные автомобили, сельские пейзажи и абстрактные изображения.
— Вот «тачку» нарисовал. — Александр показывает картину, на ней — старинная серая машина. — Нашел ее, когда гулял в окрестностях Каролино. Хозяин еще не знает, что его авто попало на полотно.
Временная мастерская литовской художницы Сильвии Дребискайте расположилась в бильярдной — большие окна, терраса и прекрасный вид на озеро. Слева от мольберта в вазе слегка подсохшие ирисы. На картине у стены они же трансформировались в причудливый орнамент. На полотне расцветают пушистые одуванчики. Они оплетают берег каролинского озерца.
— В таком месте легко писать природу, ведь она рядом, не испорчена человеком, — говорит художница. — Мне даже не нужно выходить на улицу: я рисую то, что вижу в окне.
«Мастерская» Александра Сильвановича — в открытой беседке, заполненной ветром и светом. Гродненский художник своей темой выбрал аистов, летящих над землей Беларуси. «Лоскутное одеяло» поделило поля, людей, леса. И «крумкачы» в небе, похожие на кресты.
Справка «ВГ»
В пленэре принимают участие художники из Беларуси, Литвы, Польши и Украины. Тема VII Международного художественного пленэра «Гродна — дарог скрыжаванне» — «Традиции и современность». В субботу, 4 июня, в городском выставочном зале на улице Ожешко — итоговый вернисаж.