«Она тут визжит и мешает нам жить»
— За пять лет, сколько мы существуем, такого случая у нас еще не было. Мы даже из леса не забирали таких истощенных животных. Еще несколько недель, и собаку бы уже не вытянули, отказали бы внутренние органы, — говорит председатель ГООЗЖ «Преданное сердце» Елена Шиманица. – Это был настолько вопиющий случай, что мы решили предать его огласке.
История началась в ноябре прошлого года. Молодые супруги Татьяна и Юрий из поселка Луцковляны взяли из гродненского приюта беспородистого щенка по кличке Лори.
— Мы переписывались с новой хозяйкой в социальных сетях. Вроде бы с собакой все было хорошо. Посещать ее раз в месяц не получалось, так как семья жила за городом, — объясняет Елена. – Обычно нам присылают фотографии питомцев. Но от этой семьи мы их так и не дождались.
Первые тревожные звоночки появились в феврале. В общество по защите животных позвонили с анонимного номера:
— У вас брали собаку. Она тут визжит и мешает нам жить. Приезжайте, забирайте. Это в Луцковлянах, — и положили трубку.
Волонтеры «Преданного сердца» решили, что соседи просто недовольны тем, что рядом живет собака, – такое случается нередко. Однако уже в апреле Татьяна пожаловалась на плохое поведение собаки и спросила, может ли передать ее своей бабушке. Волонтеры не согласились. В договоре, который новый владелец животного заключает с обществом, прописано, что он не может передавать питомца кому-то еще.
«Эти изменения не могли произойти за день или неделю»
Когда за Лори приехали, она уже мало была похожа на собаку из-за истощения и не могла сама стоять.
— Говоря простым языком, она была похожа на велосипед, обтянутый кожей, — приводит сравнение ветврач Светлана Друева, которая осматривала собаку после изъятия из семьи. – У нее был втянут живот, отсутствовала жировая прослойка, выпирали кости. Такое может быть, если животное систематически недоедало или питалось не сбалансировано. Ведь растущему организму нужны овощи, витамины. Изменения, как у Лори, не могли появиться за день или неделю. На это нужно длительное время.
Когда щенка отдавали в семью, он весил 4,5 кг. Когда забрали – 7,5 кг. То есть за полгода он прибавил всего три килограмма. За последний месяц собака потолстела больше, чем в два раза. Однако много есть ей нельзя, так как у нее больные лапы, они не смогут выдержать резкое увеличение веса.
Ветеринара также поразили собачьи усы. Они были прижаты к морде, частично обломаны, закручены.
— Они не могли так сформироваться в естественных условиях. Возможно, их прижимал намордник или мешал еще какой-то предмет. Они не росли свободно, — говорит Светлана Друева.
У собаки обнаружили еще целый букет симптомов: малокровие, нехватку кальция в крови, вещество в ушах, которое свидетельствовало о воспалении. Кроме того, частично выпала шерсть, не сформировались задние зубы, не сформировались нужные хрящи. Из-за артрита животное уже никогда не сможет жить на улице – от холода отказывают лапы.
Отдавали же собаку здоровой. Волонтеры делали ей прививку в присутствии хозяев. Больной щенок вряд ли бы перенес прививку.
Хозяйка: «Кормила три раза в день»
Перед судом предстала 22-летняя Татьяна, бывшая хозяйка Лори. Невысокая худощавая девушка в джинсах и молодежном пиджаке сидит, сильно ссутулившись, лицо прикрывает копна пышных черных волос. Она говорит тихо, но держится достаточно уверенно. Татьяна свою вину не признает.
— Это все из-за болезней и глистов. Я собаку кормила, как и положено, три раза в день. Волонтеры говорили давать ей мягкую еду. Поэтому у нее и не сформировались задние зубы, — объясняет девушка.
Позицию невестки поддержала ее свекровь Надежда Юрьевна. Она выступила в суде как свидетель. Татьяна и Юрий вместе с двумя детьми примерно трех и полутора лет живут в ее квартире «от колхоза». Женщина назвала условия содержания собаки отличными: у нее было свое место около детской кроватки, ее кормили и выгуливали.
Правда, Надежда Юрьевна, не отрицала, что на собаку начали надевать намордник — в основном на улице и иногда дома. По ее словам, Лори покусала уже не одного ребенка, а в итоге набросилась и на младшую внучку. Собака тогда была в наморднике.
— Мне она сразу не понравилась, — говорит свекровь. – Я была не против собаки, которую нам показывали на фотографии. Но в итоге сыну и невестке отдали другую. Это я настояла, чтобы в итоге собаку отдали обратно в приют.
По словам Надежды Юрьевны, прививки собаке не делали и к ветеринару не обращались: «Когда глисты, нельзя делать прививки». К слову, ветеринары пять раз после изъятия собаки из семьи проверяли ее на глисты, но паразитов не обнаружили.
В суде выступил еще один свидетель 17-летний Евгений – друг семьи. Как оказалось, он особо не общался ни с Татьяной, ни с ее мужем, но дружил с братом мужа. Собаку видел несколько раз – в квартире и на улице. Но когда это было, кто ее выгуливал, был ли на ней при этом намордник, вспомнить не смог.
Младший брат мужа Татьяны Максим вспомнил, что собаку взяли «пухленькой» и «упитанной». «Я думал, что это щенок кавказской овчарки», -пояснил он. Он подтвердил, что собака бросалась на маленьких детей, и поэтому ей одевали намордник.
Уголовную ответственность до сих пор не ввели
В итоге суд Гродненского района признал Татьяну виновной в жестоком обращении с животными (ст. 15.45 КоАП). Суд установил, что девушка не обеспечила нормальные условия содержания и кормления собаки Лори. Долгое время не снимался намордник, который не позволял питаться собаке. Это привело к тяжелой форме истощения животного. Суд назначил девушке выплатить в доход государства штраф в размере 20 базовых величин или 4,2 млн рублей.
— Я не хотела строгого наказания для этой девушки. Но этот суд показал, что жестокое обращение может быть наказано. Всегда можно добиваться справедливости, — прокомментировала постановление суда Елена Шиманица.
Защитники животных хотели бы запретить Татьяне заводить в будущем животных, но сегодня в законе нет такого наказания.
Сейчас Лори живет дома у волонтера Анны. Собака уже выходит погулять, но быстро устает. Она по-прежнему очень боится детей и женщин в возрасте.
Кстати, до сих пор в Беларуси нет уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Административная ответственность заключается в штрафе от 2,1 до 6,3 млн рублей или административном аресте на несколько суток.