«Когда я потерял обе ноги, у меня появилось три мечты: научиться танцевать, переплыть Березину и снова парить над землей на высоте птичьего полета. Первые две исполнил давно. А прыжка ждал почти десять лет, — рассказывает Юрий Солянский. После несчастного случая 22 года назад он чудом выжил, заново научился ходить, а теперь каждым своим поступком может доказать — даже в самой сложной ситуации не стоит сдаваться. Неделю назад он прыгнул с парашютом с высоты 2,5 тысячи метров. Организовал и оплатил для него прыжок гродненский бизнесмен.
Прополз на локтях 200 метров
Ноги Юрий потерял в 31 год. Несчастный случай произошел во время одной из ночных остановок на маленьком полустанке в российской глубинке весной 1994 года. Он возвращался в родной Светлогорск из Санкт-Петербурга, куда возил на продажу лавсановые спортивные костюмы. Вышел покурить, замешкался и пропустил время отправления поезда. Правда с легкостью догнал двигающийся состав и запрыгнул на подножку. Но ноги соскочили и попали на рельсы.
Поезд ушел, а мужчина остался лежать в кромешной тьме с обрубками вместо нижних конечностей. Людей вокруг видно не было, а до будки смотрителя примерно 200 метров. «Я тогда вспомнил рассказ о Маресьеве. Подумал: раз он смог, то и я тоже», — делится воспоминаниями Юрий. Он действительно прополз это расстояние на локтях, звал на помощь, а потом потерял сознание от слабости и большой потери крови. Его последние крики случайно услышал стрелочник, который вышел осмотреть пути после отправления поезда, наложил жгуты и вызвал скорую.
В областной больнице в Новгороде ему сделали операцию, но нужных лекарств в больнице в те сложные годы не было. У Юрия началось заражение, врачи подозревали гангрену и предложили ампутировать почти всю ногу. Тогда Юрий сказал: «Лучше я умру. А если нет — то выкарабкаюсь. Я ведь еще хочу ходить».
На родину он вернулся в тяжелом состоянии. Вспоминает, что его уже списали, но нашелся один доктор, который посоветовал народный рецепт с мазью Вишневского и медом. Через месяц Юрий выкарабкался, ему сделали пересадку кожи. Восстановление было тяжелым, на это ушло примерно полгода. Потом практически заново пришлось учиться ходить на протезах. За это время жена с ним развелась, забрала с собой ребенка. Через несколько лет у него был еще один брак, который тоже закончился разводом.
Мечтал о прыжке 10 лет
— Мы с Юрой одноклассники, вместе в школу ходили в Светлогорске, — рассказывает житель Гродно Виктор Зубков, владелец стекольных мастерских и предприятия по производству изделий из стекла и дерева.
Несколько месяцев назад он решил проведать школьного друга, которого не видел больше двадцати лет. Всегда интересовался его жизнью, знал о несчастном случае, об инвалидности.
— Думал, заскочу минут на пятнадцать. Ожидал увидеть убитого жизнью, потерянного человека. А он говорит: «Держусь. Все хорошо», — вспоминает Виктор. — Наша встреча затянулась на целый день.
Юрий рассказывал о себе, о жизни, о своих мечтах. Еще с детства он серьезно но занимался спортом, поэтому сейчас его тоже не забросил — может играть в волейбол, баскетбол. Каждое лето ездит на Кавказ, где живет с семьей сестра его матери. Здесь на его плечи ложится вся накопившаяся за год мужская работа — что-то отремонтировать, что-то починить.
— У тети одни дочки, на меня одни надежды. Я ей всегда в шутку говорю: почему сыновей не родила? — говорит Юрий. О Кавказе и Адыгее он вспоминает с особой теплотой и расскажет о местных достопримечательностях лучше любого гида.
Его мечты могли показаться довольно простыми для обычного человека — переплыть Березину, начать танцевать и прыгнуть с парашютом. Танцевать он научился еще лет пятнадцать назад. Сейчас с легкостью исполнит и танго, и вальс. Каждый год на день ВДВ старается переплыть Березину туда и обратно. В районе Светлогорска ширина реки составляет более 120 метров. Юрий без передышки проплывает туда и обратно — это более 250 метров при довольно сильном течении. Юрий — бывший десантник. Еще в армии он совершил 10 прыжков с парашютом. Оставшись без ног, мечтал, что сможет еще раз прыгнуть. Друзья из Гомеля обещали, что помогут все организовать, но сделать это никак не удавалось.
Жил в предвкушении с февраля
— Я тогда подумал: почему чудеса не должны случаться? — рассказывает Виктор Зубков.
Он договорился с Гродненским аэроклубом, чтобы здесь разрешили прыгнуть человеку без ног, и оплатил прыжок в тандеме (вдвоем с опытным инструктором) стоимостью 2,5 миллиона. Управлять парашютом самостоятельно не разрешили. Во время прыжка ноги выполняют важную управляющую функцию. У Юрия эти возможности ограничены. Также можно получить травмы при приземлении.
Сам Юрий никогда бы не позволил себе такое. У него группа инвалидности, живет с престарелой мамой, получает небольшое пособие. Когда он узнал о сюрпризе, который ему приготовил Виктор, долго не мог поверить. С февраля жил в предвкушении этого прыжка. Были и организационные сложности. Например, каждый год в мае Юрий несколько недель находится в протезно-ортопедическом госпитале в Минске, где делают подгонку протезов. Когда лечащий врач узнал о прыжке, сказал, что не позволит и не отпустит в Гродно. Но за две недели Юрий сумел его переубедить.
Ноги оставил на земле
Ноги Юрия заканчиваются чуть ниже колен, но многие знакомые даже не догадываются об этом физическом недостатке. Выдает его лишь легкая неуклюжесть и трость в руке. Сейчас у него немецкий жесткий протез, который надевается как сапог и не закреплен на ногах. Каждый весит примерно по 6 килограмм. Иногда случаются курьезы. Однажды во время игры в волейбол в малознакомой компании Юрий пнул мяч ногой, а протез отлетел в сторону, здорово испугав окружающих. Еще один мужчина, узнав, что Юрий на протезах, сказал: «С завтрашнего дня начинаю качать пресс!»
В Гродненском аэроклубе человек с протезами прыгал впервые. Юрий самостоятельно дошел до самолета, затем снял свои пластиковые ноги и оставил на земле.
— Кто ноги забыл? — удивленно воскликнул парень, который только приехал в аэроклуб.
После приземления Юрий снова надел протезы. Теперь у него новые планы. В ближайшее время отправится к тете в Адыгею. В прошлом году он делал ремонт в ее доме — обшил сайдингом стены, облицевал печку камнем, сделал душевую и ванную, заливал бетонные полы и даже колол дрова. В нынешнем собирается строить веранду из блоков.