С тройками не берут
— Я вижу только, что у вас темные волосы, а лицо — размытое пятно. На улице мои глаза не различают сигналов светофора и не видят номер подъезжающего автобуса. Люди для меня — расплывчатые силуэты, — говорит Сергей.
Сергей Шкибель с детства инвалид по зрению. У него остаточное зрение. Сейчас парень живет на пособие в чуть более 2 миллионов рублей в месяц. С завода по производству фильтров, где проработал несколько лет, ушел: говорит, там нет работы. Кроме работы на некоторых заводах слепые могут заниматься массажем — других вариантов нет.
Чтобы устроиться массажистом, Сергей решил получить соответствующее образование и поступить в Гродненский государственный медицинский колледж. Но дорога туда оказалась закрыта. Для зачисления на бюджет по специальности «Лечебный массаж» школьные отметки по биологии, русскому и белорусскому языкам должны быть не ниже четверки. Об этом говорится в пункте 35 Указа Президента Республики Беларусь №80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения». И никаких поблажек и исключений для инвалидов нет.
В школьном аттестате Сергея стоят тройки. Объясняет, что в то время часто болел бронхитом и поэтому пропускал занятия. С такими баллами можно поступить только на платное отделение, предварительно выдержав вступительные экзамены. Стоимость обучения — 8 600 000 рублей в год. Сергей говорит, что таких денег у него нет.
Сейчас он уже во второй раз пытается поступить на массажиста. Первый раз подавал документы в Гродненский медицинский колледж десять лет назад — сразу после окончания школы, но на бюджет его не взяли. Хотел пересдать и улучшить отметки, но изменить баллы школьного аттестата нельзя. Тогда Сергей опустил руки, а через десять лет решил добиться своей цели.
— Казалось бы, мне закрыт путь в массажисты, — говорит Сергей. — Но мы с моей девушкой Ириной решили не сдаваться и обратились в вышестоящие инстанции с просьбой изменить требования к поступлению в ссузы. Мы обращались ко многим, но особенно нас поддержали в Гродненском областном объединении профсоюзов. Дошли даже до администрации президента.
Зрение на кончиках пальцев
Сергей своего добился: с 1 января 2017 года в Указ № 80 внесут изменения.
— Пункт 35 не уберут, а только скорректируют, — поясняет консультант управления профессионального образования Министерства образования Татьяна Короткевич. — В следующем году, чтобы поступить в ссуз, нужно иметь не ниже четверки только по профильному предмету. Однако это относится к тем специальностям, конкурс на которые в прошлом году составил 1,5 человека на место или ниже.
Если конкурс больше — абитуриенту нужно сдать ЦТ. Для инвалидов по зрению тестирование заменят устным экзаменом. Сергей уже сейчас готовится к экзаменам: вспоминает школьную программу по русскому языку и биологии.
— Сергей — усидчивый, трудностей с ним не возникает. Мы готовимся с марта, — рассказывает инструктор «БелТИЗ» Елена Михневич, которая вызвалась помочь парню с подготовкой к экзамену по русскому языку.
— На теперешний ум ничего сложного нет. Жаль, что в школе как следует не учился, — говорит Сергей. — Теперь зубрю правила по русскому и термины по биологии.
Сейчас в Гродненском государственном медицинском колледже учатся 47 инвалидов по зрению.
— Такие специалисты уникальны, — говорит директор Гродненского государственного медицинского колледжа Валерий Пашук. — Их зрение сосредоточено на кончиках пальцев. Во время обучения массажу они кладут свои руки на руки преподавателя — и таким образом учатся.
Внешность не имеет значения
Сергей увлекается легкой атлетикой: хорошо прыгает в длину. Готовится к турслету для инвалидов. Кроме того, играет в шоудаун — настольный теннис для слепых. Занимался и шахматами, но когда получил четвертый разряд — «перегорел».
— В прыжках ему нет равных, — улыбаясь, говорит его девушка Ирина. — У него два вторых места и одно первое.
Ирина и Сергей познакомились в группе для инвалидов по зрению «Позитив». Вместе уже полтора года. Сергей немного видит и помогает своей слепой девушке: подает руку, предупреждает о ступеньках. Ирина полностью потеряла зрение пятнадцать лет назад из-за осложнений диабета.
— А как же внешность? Ведь вы не знаете, как выглядит ваша вторая половинка.
— Внешний вид — это, конечно, хорошо, но намного важнее поддерживать и понимать друг друга, — говорит Сергей. — Вот мы за полтора года отношений ни разу не поссорились.