— Как только нам сообщили, что нашли нашего бойца, сразу почувствовал, как мурашки по коже пробежали, — рассказывает Сергей Киршенко руководитель военно-патриотического поискового клуба «Русич» Ростовской области. — Самым трудным было найти родственников, ведь фамилия Кузьминов очень распространенная в Песчанокопском районе Ростовской области.
Останки красноармейца обнаружили минувшим летом на Фолюше, на месте бывшего лагеря «Шталаг» военнослужащие 1 специализированной роты 52-ого поискового батальона. Рядовой служил в 148 стрелковой дивизии. Последнее письмо родным боец прислал в сентябре 1941 года, а в декабре 1942 года был признан пропавшим без вести.
Внучатый племянник попавшего в плен красноармейца Станислав Кузьминов всю церемонию держал в руках портрет — единственную прижизненную фотографию своего деда. Затем мужчина подошел к солдатам поисковой роты и пожал руку всем 13 бойцам.
Начальник направления идеологической работы и социальной защиты военного комиссариата Гродненской области Валерий Будько передал родственнику медальон и документы солдата, а почетный караул пронес урну с станками солдата от Вечного огня к автомобилю на площади Тызенгауза.
Солдат будет захоронен на родине: в братской могиле в селе Песчанокопское Ростовской области.
Справка «ВГ»
За два года военнослужащие 52-ого поискового батальона эксгумировали на Фолюше 2615 останков, 305 имен установили по жетонам. По словам командира роты майора Павла Галецкого, раскопки на Фолюше будут продолжаться. Сейчас там работают 13 солдат-срочников. В лагере смерти «Шталаг» погибло около 36 тысяч человек, которые, как установили, захоронены в 68 ямах-могилах.
К слову, это не первая передача останков погибших воинов в Россию. В феврале нынешнего года останки Федора Прохорова передали в Калужскую область.
В тему
72 года россияне из Перми не знали, где похоронен их родственник
Люди искали могилу погибшего в войне красноармейца и нашли его в 2500 километрах от родного города.
К нам в редакцию обратилась Светлана Забарова, родственница погибшего на войне солдата. Он был родным братом ее бабушки Сиры
— Когда началась война, нашему Николаю Куликову было всего 15 лет, — рассказывает Cветлана. — Он работал на фабрике вместо ушедших на войну взрослых, но потом сбежал на фронт и погиб в июле 1944 года при ликвидации группы противника.
О смерти своего сына Николая, его мама узнала от старшей сестры Клавдии, на имя которой пришла похоронка. В ней было указано, что солдата похоронили рядом с деревней Песчанка Гродненского района в 33 километрах от областного центра, но точного места они не знали.
Лишь в конце нынешней зимы пермяки получили сообщение, что еще в 50-ых годах останки солдат из братской могилы в Песчанке перезахоронили в соседнем Скиделе. Кроме этого, родные Николая Куликова нашли паспорт воинского захоронения и снимок братской могилы в парке. Правда, на обелиске инициалы солдата были выгравированы с ошибкой, но родственники уверены, что именно там покоится прах их земляка.
Нынешним летом Светлана собирается посетить Скидель и братскую могилу своего дедушки. Она рассказала, что из четырех сестер красноармейца в живых осталась только младшая сестра Вера, которой уже больше 80 лет.
Родные пока решили ничего не говорить бабушке о том, что они нашли могилу Николая Куликова, переживают за ее здоровье.
— Мы покажем ей фото, расскажем, как нам удалось найти могилу Николая и будем готовить бабушку Веру к дороге, — говорит Светлана.