Горожанам предложили прийти на Парад Победы с портретами своих предков, которые участвовали в Великой Отечественной, но не дожили до 71-й годовщины окончания войны. В понедельник, 9 Мая, подобная акция впервые пройдет в Гродно.
Уже сейчас организаторы распечатали около 200 портретов. Именно их в День Победы возьмут родственники ушедших из жизни ветеранов и участников войны и присоединятся к в праздничному шествию. Каждый портрет — это семейная история человека, который своими глазами видел ужасы Второй мировой, рассказанная его детьми или внуками.
— В сети «ВКонтакте» есть группа «И в памяти навеки имена», в которой горожане оставляют информацию о своих родственниках, участвовавших в войне, — поясняет второй секретарь областного комитета ОО «БРСМ» Денис Черняк. — Нужно описать заслуги своих дедушек и бабушек, рассказать, чем они занимались во время войны, и прикрепить фотографию. Фото, которые были присланы до 1 мая, уже точно попадут на парад.
По словам организаторов, к шествию сможет присоединиться каждый желающий. Достаточно распечатать портрет ветерана в формате А4.
Гродненская акция «И в памяти навеки имена» — аналог историко-патриотического движения «Бессмертный полк», которое возникло четыре года назад в Томске и успело стать всенародной традицией. Главная цель — вспомнить всех, кто воевал в Великой Отечественной. В Гродно планируют издать книгу, в которую
войдут истории и фото ветеранов.
Возил Жукова
— Будь я пятнадцать лет назад постарше да поумнее — больше бы расспрашивал о войне, — говорит один из участников гродненского шествия Игорь Кулеша.
На 9 Мая он будет нести фотографии двух своих дедушек.
Один из них — Петр Егорович Мурашко — всю войну был фронтовым водителем на ЗИС-5. Однажды подвозил самого генерала Жукова. Участвовал в битве под Сталинградом, а в боях под Ригой познакомился с медсестричкой — будущей женой.
Второй дед — Алексей Васильевич Никифоров — ушел на фронт в шестнадцать лет. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии на 3-м Белорусском фронте. Его ранили под Лепелем 3 июня 1944 года: осколок снаряда раздробил кость правой руки. Алексей Васильевич мог бы лишиться ее, но медсестра вовремя достала осколок. После ранения его демобилизовали. С будующей женой он тоже познакомился на фронте, она была санитаркой.
Сражался у Рейхстага
Инна Лапенко из Обухова на парад не приедет — портрет ее дедушки Петра Константиновича Анцуто понесут БРСМ-овцы. В самом начале войны его и еще четверых мужчин вывезли на работы в Кёнигсберг.
— Дедушка говорил, что ужасов, о которых рассказывают многие остарбайтеры, с ним не приключалось, — вспоминает Инна. — Они сеяли, пахали, смотрели за скотом немецкого хозяина, ели то же, что и он.
Спустя четыре года Красная армия освободила Кёнигсберг, и Петр Констатинович вступил в ее ряды. Он служил пулеметчиком и со своей частью брал Берлин. Награжден медалью «За взятие Берлина».
О Победе узнали первыми
Бабушка и дедушка Ольги Курилович познакомились на фронте и почти всю войну прошли вместе. Рагиб Ахатович Шагисултанов на войну попал сразу после школьного выпускного. Парень отлично знал немецкий, поэтому стал разведчиком. Он выведывал у пленных из числа старшего офицерского состава ценную информацию. После войны Рагиб Ахатович никогда не рассказывал родным о той своей работе.
Его будущая жена — а тогда юная связистка Валя — передавала до 2000 слов в час. Когда связи не было — садилась на лошадь, и та галопом мчалась до пункта назначения. Однажды в оккупированной немцами деревне Валя тяжело заболела и не могла идти. Никого из местных жителей не было, наступал враг. Лежа с пистолетом в руке, она думала, кого застрелить первым: немца, который войдет, или себя. Но в дом забрел… красноармеец.
Она была одной из первых, кто узнал о капитуляции фашистской Германии. Сообщила об этом Рагибу Ахатовичу, который в это время находился в Румынии с другими разведчиками. Те на радостях устроили салют. Только официальное сообщение Левитана о Победе спасло Рагиба Ахатовича и его сослуживцев от трибунала.
Интересно знать
Историко-патрио-тическое движение «Бессмертный полк» впервые появилось в Томске четыре года назад. В прошлом такие акции проводились уже в 15 странах, в том числе в Германии и США. Гродно стал вторым белорусским городом, который присоединился к патриотическому движению. В прошлом году в Бресте в шествии участвовало более 300 человек. А вот по Красной площади с портретами погибших ветеранов прошло примерно 500 тысяч.