Старинную монету времен довоенной Польши нашел гродненец Виктор в своем огороде. Интересную находку 1932 года мужчина принес в редакцию и считает, что монетка может стоить больших денег. Как оказалось, люди постоянно находят старинные монеты, пуговицы, необычные вещицы. О судьбе «злотувки» мы решили рассказать.
Чтобы получить 10 злотых, работали целую неделю
На аверсе старинной монеты в центре изображен герб Польши — коронованный орел. Под ним — год выпуска, 1932. По кругу идут надписи — RZECZPOSPOLITA POLSKA (вверху) и 10 ZŁOTYCH 10 (внизу). На оборотной стороне в центре монеты — голова «женщины в колосьях». Говорят, изображенная женщина — королева Ядвига. Но тогда ее портрет никто не рисовал, и как она выглядела, не знают. Можно предположить, что на самом деле прототипом послужил портрет жены польского военного атташе в Риме Янины Морстин.
Чтобы узнать, имеет ли ценность монета и откуда она, мы обратились в нумизматическое общество.
— Монета времен довоенной Польши. Серебряная, 750-й пробы. Весит 22 грамма, — определил на глаз нумизмат и положил монету на специальные маленькие весы.— А нет, ошибся, чуточку меньше, 21,8 грамма. Видимо, поистерлась.
«Злотувки» чеканились миллионными тиражами в 1932–1933 годах, но окончательно были изъяты из обращения в конце 1939 года. В один набор монет входили серебряные (750-й пробы) номиналом 2, 5 и 10 злотых, никелевые — 1 злотый, 50, 20 и 10 грошей, бронзовые — 1, 2 и 5 грошей. Позже вместо портрета «Ядвиги» на оборотной стороне монет изображали выдающихся польских деятелей — Пилсудского, Собеского, Траугута.
По словам нумизматов, 10 злотых на то время — большие деньги. Зимой, к примеру, чтобы их заработать, нужно было трудиться 10 дней, потому что световое время короткое, а летом — 5 дней, от рассвета до заката. На табачной фабрике зарплата была гораздо выше: например, мастер за день мог заработать до 10 злотых. Корова, велосипед или выходной костюм стоили тогда 115–120 злотых.
Цена зависит от металла и сохранности
По словам нумизматов, польские монеты гродненцы находят часто: в старых зданиях или, как Виктор, в огородах. По традиции мелкие монетки закладывали в углы строящегося дома. Большинство из них исторической ценности, кроме самого металла, не имеют. А эта монетка 1932 года — одна из самых распространенных среди серебряных монет того времени.
— Важно, насколько монета сохранилась: нужно, чтобы все мелкие детали были четко видны. Тираж может быть большой, но, если монета в идеальном состоянии, за нее могут заплатить в 3–5 раз больше. Ваша монетка потертая, плохо сохранилась, будет стоить чуть больше стоимости драгметалла в государственной скупке, это примерно 150 тысяч рублей, — заключил председатель правления ОО «Белорусское нумизматическое общество» Виктор Какареко.
Ценность определяется и тем, сколько желающих готовы купить «старину»: чем больше покупателей, тем выше цена. А вот возраст монет, оказывается, особой роли не играет. К примеру, в коллекции Виктора Какареко есть монета Римской империи, выпущенная в 170–180-х годах н. э. — почти две тысячи лет назад. Но ее стоимость сопоставима с ценой серебряного рубля в хорошей сохранности последнего правителя Российской империи.
В тему
Судьба золотого клада еще не решена
Золотые монеты и кольца, которые рабочие нашли во время реконструкции здания на улице Антонова, до сих пор находятся в Гродненском историко-археологическом музее.
Напомним, строители разбирали перегородку между помещениями и обнаружили там одиннадцать золотых монет и кольцо. Как выяснилось позже, монеты с изображением профиля царя Николая II достоинством по 5 и 10 рублей отчеканены на рубеже XIX–XX веков. Клад оценили в три тысячи долларов.
Кому же достанутся драгоценности, до сих пор непонятно. Известно, что документы направили в научно-методическую комиссию, которая решит, является ли клад историко-культурной ценностью. Если его всё же признают таковой, то передадут государству, а строителям и владельцу здания выплатят вознаграждение — 50 % от стоимости драгоценностей. Если же нет — по закону должны всё отдать тем, кто нашел клад. Но в Беларуси пока такого случая не было, говорит Виктор Какареко. Последний раз крупное «сокровище» находили почти тридцать лет назад. В 1988 году вблизи деревни Минчики Берестовицкого района обнаружили монетно-вещевой клад Юлиана Немцевича. Среди вещей был серебряный бочкообразный кубок с вставками на корпусе и днище с монетами и медалями XV–XVIII вв. и драгоценными камнями (гранаты, бирюза и аметист). Изготовлен он был в первой трети XIX века. Не исключено, что золотой клад, найденный строителями, пополнит фонд музея.