Пасмурным утром на Кургане славы народу было немного, видимо, многие отмечали Пасху. Но некоторые гродненцы все же пришли на зрелища. В 16-й раз на фестивале славянских боевых искусств рыцари и воины сражались на мечах и в рукопашных боях, шли стенка на стенку, показывали мастерство в историческом фехтовании.
Традиционно выступали гродненские клубы «Кром» и «Аридан». Бойкая девушка из «Аридана» давала мастер-класс по тому, как одновременно дать отпор двум парням, вооруженным ножами. Показать свою удаль приехали военно-исторические клубы и клубы средневековой реконструкции из разных уголков страны – Новогрудка, Лиды, Волковыска, Слуцка, Барановичей, Минска. Прибыли казаки из Солигорска и Бобруйска. Участие принимали студенты и даже школьники из военно-патриотических классов.
Например, в клубе военно-исторической реконструкции «СвоРа» (Союз вольных ратников) занимаются реконструкцией Великого княжества Литовского XIV-начала XVвеков. Учатся стрелять из лука и вести бои на белом (холодном) оружии. Клуб существует уже десять лет. В него принимают подростков с 15 лет, но приходят тренироваться даже 5-летние дети. Основной возрастной состав, правда, около тридцати.
— На мне костюм ВКЛ конца XIV века, — говорит руководитель клуба леди Маргарита (в обычной жизни – школьный педагог-организатор Елена Лямина). — Шьемся сами, вручную, долго, нудно, медленно, дорого. У нас действует правило: если можем сами, делаем сами. Пошить костюм можно и за сутки. Но собрать источники, подобрать образ и ткани – занимает больше времени. Мой костюм можно оценить примерно в тысячу долларов. Бывают костюмы и по 4-5 тысяч. Самые простые – костюмы крестьян, подороже – боевые доспехи. Чем дальше, тем больше человек добавляет всего в свой костюм.
В клубе действует кодекс чести: кроме общепринятых норм поведения строго соблюдают иерархию, воспитывают уважение мужчин к женщинам. За неподчинение старшему грозят строгие наказания. Самое суровое – вплоть до невыезда на год на фестивали.
— Пока мы играем в игру, можно проспать или опоздать на автобус, — признается леди Маргарита. — Но мы учимся стрелять из лука, владеем холодным оружием. И если понадобится, мы готовы встать на защиту родины.
Необычным гостем фестиваля стали мужчины в клетчатых юбках. Исторический клуб «Шотландская пехота» приехал из Молодечно. Он появился в 2011 году после того как его руководитель стал задумываться о своей фамилии.
— Мне рассказывали, что раньше шотландцев называли шотами, — говорит 42-летний строитель Александр Шоть. – Я начал потихоньку искать информацию в интернете. Правда, так просто ее не найти. Шотландская тематика плохо развита. Оказалось, что шотландцы раньше много воевали, очень хорошо разбирались в оружии. Мы в клубе тоже учимя фехтовать. Пытаемся людей научить: ездим по деревням, поселкам, рассказываем, показываем целую театральную программу. Сейчас в клубе участвуют мой брат, два сына.
Раньше Александр не занимался другой реконструкцией. Свой костюм, сделанный вручную, оценивает в полторы тысячи долларов.
Любопытно, что со славянскими боевыми искусствами себя связывал и страйбольный клуб «Зубр» из Гродно. Но суровые ребята в защитных масках отказались рассказать о себе и о том, как попали на фестиваль.
Воздушные шарики, флаги организаций, нагрудные ленточки и запах шашлыков заполнили лесопарк Пышки в районе сцены. Здесь награждали лучшие трудовые коллективы, а работники показывали свои певческие и танцевальные таланты. Со сцены вперемешку звучали поздравления «Христос воскрес!» и лозунги «Мир. Труд. Май». Вдоль лесных улочек развернулась праздничная торговля. Любители активного отдыха заняли спортивные площадки. К сожалению, после активной подготовки к празднованию не успела высохнуть свежая краска: кто-то прилип к турникету, а у кого-то на брюках остался след от лавки.
Председатель профсоюзов Беларуси Михаил Орда рассказал об особенностях праздника труда:
— Традиции десятилетий тяжело поменять. Тут собираются трудовые коллективы, профсоюзные организации. Лейтмотив этого праздника – это возможность мирно трудиться для того, чтобы была уверенность в завтрашнем дне. Потому что только в мирной обстановке человек может жить, планировать свою жизнь и развиваться. Сегодня возможно еще раз осознать, что только в мирной жизни мы можем развиваться как государство и как общество. Если мы вместе, если помогаем друг другу, то с проблемами справляемся быстрее и эффективнее.