С наступлением теплой погоды велосипедисты выехали на городские улицы. Мы решили выяснить, стал ли город удобнее для любителей экологичного транспорта и что нужно сделать, чтобы на «двух колесах» ездить было комфортно.
Велодорожки построят вместе с домами
— По сути, в городе всего одна обустроенная по правилам велодорожка — в Пышках. Остальное — просто разметка, и считать это велодорожками неправильно. На таких участках тротуаров пешеходы и велосипедисты равны, — говорит велоактивистка Юлия Коледа.
К тому же отмеченные белой линией промежутки слишком узки — на ширину руля: два велосипедиста там уже не проедут. Такая разметка нанесена на БЛК, улицах Дубко, Брикеля, Суворова, Горького, Румлёвском проспекте, частично в центре города, но во многих местах почти не видна. И обновлять ее в этом году пока не будут, так как нет денег, пояснил главный инженер КУП «СМЭП Гродненского облисполкома» Сергей Жмуренков.
— Новые велодорожки появятся в строящихся микрорайонах, а также на тех улицах, которые будут реконструировать. Прокладывать их в старых микрорайонах негде, да и на это нет средств, — пояснил заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма горисполкома Виталий Братанюк.
По словам заместителя директора ГГУП «УКС Гродненского горисполкома» Виктора Старотиторова, обустроенная велодорожка заложена в проекте микрорайона Грандичи.
На зебрах бордюры «подгонят» под дорогу
По мнению велосипедистов, чтобы город был удобнее, нужно отремонтировать тротуары и понизить высокие бордюры, которые заставляют спешиваться даже в жилой зоне, где поток машин небольшой. Проблема высоких бортов особенно касается старых микрорайонов. Не все бордюры можно преодолеть на объездном кольце (улица Славинского, проспект Клецкова, Фестивальная и Весенняя улицы).
— На улице Советских Пограничников от филармонии до обувной фабрики тротуары не приспособлены для велосипедистов — бордюры очень высокие. Пешеходные дорожки на Весенней и Фестивальной разбиты, а ведь по этим улицам велосипедисты едут в Пышки, — говорит любитель двухколесного транспорта Игорь Гедич.
Велолюбители говорят что, высокие бордюры провоцируют на нарушение ПДД и вытесняют их на проезжую часть. А, по правилам, ездить по проезжей части на велосипедах нельзя, если рядом есть тротуар или пешеходная дорожка.
К слову, с этого года изменились нормы высоты бордюров. Теперь на пешеходных переходах они должны быть вровень с проезжей частью (раньше допускалась высота не более 5 см).
— Это не значит, что мы станем занижать все бордюры. Это возможно только при реконструкции улиц или новом строительстве. В этом году реконструкция улиц не предполагается, — пояснил исполняющий обязанности генерального директора по коммунальному хозяйству ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Виктор Рачинский.
Зато отремонтируют тротуары, но только в центре города, к фестивалю национальных культур. В частности, обновят покрытие на десяти улицах, в том числе на Социалистической, Советской, Тельмана, Урицкого, Карла Маркса, а также площадях Советской и Ленина.
Европейский проект разделения пешеходных и велосипедных зон при пересечении дорог
Пешеходов и велосипедистов нужно разделить
Велосипедисты пришли к выводу, что велосипедные и пешеходные пути нужно разделять. Ведь часто в узких местах, например на «старом» мосту, разъехаться сложно. Единственную велодорожку в Пышках занимают мамы с колясками и отдыхающие.
— То же самое и на дорожках для велосипедистов, отмеченных на тротуарах. Посмотрите, кто там ходит? Знаков нет, и это провоцирует пешеходов ходить там, где их быть не должно, — говорит велосипедист и блогер сайта vgr.by Владимир Левшук.
Он предлагает, к решению проблемы подойти с юмором. На обозначенных велодорожках на тротуарах и на старом мосту поставить таблички со смешными текстом типа «Осторожно, бешеный велосипедист!». Они обратят на себя больше внимания, чем унылые дорожные знаки.
Сейчас вопрос, как быть со старым мостом, где узки тротуары и часты столкновения велосипедистов и пешеходов, рассматривают городские власти. Один из вариантов — одну из сторон моста оставить для пешеходов, другую — для велосипедистов. Тогда думать о переходе дороги придется заранее: выбирать путь возле банка или кольца на улице Горновых. Но будут ли соблюдать такие требования и пешеходы, и велосипедисты, сказать трудно…
В тему
Между тем сезон продаж в веломагазинах уже начался. По словам продавцов, активно покупают велосипеды в марте, но ажиотаж будет по окончании учебного года. В этом году покупателей стало больше, отмечают в одной из торговых сетей в Гродно. В моде горные. Молодые мамы и папы стали чаще приобретать детские кресла. Новинкой года стали фэтбайки, или вездеходы, — велосипеды с большими колесами, на которых проехать можно где угодно.
По мнению Владимира Левшука, такие агрессивные спортивные модели провоцируют ездить на больших скоростях и нарушать правила дорожного движения, не спешиваясь на зебрах:
— Прогулочных велосипедов в магазинах почти нет. На них удобнее передвигаться по городу: проще перейти дорогу по пешеходному переходу, сойдя с велосипеда, зато сложнее преодолевать бордюры. Но с таким меньше нарушаешь.
Велосипедист считает, что нужно проводить больше рекламных кампаний для любителей двухколесного транспорта и напоминать: необходимо иметь звонок, хорошее освещение для езды в темноте и шлем.