Бизнес-идея и менеджер — это как лошадь и наездник. Порой самый лучший скакун не перепрыгнет через барьер из-за неумелого всадника. Но даже полумертвая лошадь взлетит, если ей будет управлять настоящий профи.
Об этом и другом говорил генеральный директор Шведского института менеджмента и бизнесмен Кристер Ферлинг, который провел в Гродно бесплатный мастер-класс «15 советов предпринимателям». Встреча, организованная по инициативе гродненского филиала бизнес-школы ИПМ, прошла 14 апреля.
Как стать профи? «Отличайтесь!» — рекомендует Кристер Ферлинг. Хорошие бизнесмены изучают конкурентов, чтобы сделать свой продукт непохожим на то, что предлагает соперник. Отличайтесь — и никогда не копируйте слепо. Подстройте идею под свой бизнес. Креативный подход позволит создать прорывную временную монополию, а это значит — завоевать новых клиентов и получить доход.
Мыслить креативно поможет еще один совет: смотрите шире. По мнению Ферлинга, у очень многих бизнесменов взгляд ограничен своим «туннелем», поэтому и не видят ничего вокруг себя. А вот успешные собственники с пользой изучают опыт развивающихся компаний из других отраслей. Они понимают, что все хорошие бизнес-идеи уже давно внедрены в других сферах, но зашоренный взгляд мешает заметить хорошую находку.
Ваша компания не дает желаемой прибыли? Возможно, вы не знаете о правиле делегирования власти. Главным фактором негативных показателей может быть один человек, который занял все высшие посты в компании. Ведь пробка в бутылке всегда находится сверху, шутит Ферлинг. Поэтому разделяйте и властвуйте, но только собственник и гендиректор должны быть разными людьми. Если вы собственник, не делайте все подряд, не кладите яйца в одну корзину. Десятиборье никогда не было успешной стратегией развития, уточняет бизнес-коуч.
Будьте лидером. А стратегия лидерства предусматривает фокусирование — еще один совет от шведского наставника. Делайте то, что у вас лучше всего получается, а остальное покупайте. Не пытайтесь усидеть на многих стульях. Не надо стесняться передать полномочия другим.
Получить практические рекомендации для развития бизнеса в условиях конкуренции от «серийного предпринимателя» Кристера Ферлинга пришло около 30 гродненских бизнесменов.
Кристер Ферлинг ответил на вопросы «ВГ»
Какие из ваших 15 советов вы считаете самыми важными и почему?
— Фокусирование и желание отличаться. Еще одна вещь — когда вы тратите много времени на мотивацию людей. Большинство компаний зарабатывают деньги, потому что персонал там по-настоящему мотивирован, а значит — эффективен. Это, пожалуй, самое важное. Когда у вас есть люди, которым можно делегировать власть, с которыми можно создать рабочую атмосферу, когда можно критиковать и совершать ошибки. Очень важно создать сильную корпоративную культуру.
Какие из них особенно пригодятся предпринимателям гродненского региона, который очень близко соседствует с Литвой и Польшей?
— Когда-то мы начинали с Калининградской области, которая также находится в окружении разных стран. Я ее называю «анклавная экономика». Шаг к успеху — позаимствовать идеи и адаптировать под себя. Если у вас есть клиенты в трех странах, то это создает хорошие возможности. Используйте географическую позицию в развитии бизнеса. Гродненский регион — это мини-мир, состоящий из трех экономик. Когда дела в Беларуси идут неважно, продаешь в Польшу. Когда в Польше дела плохи, продаешь в Литву.
Вы уже семь лет знакомы с нашей страной. Если сравнить, что изменилось в предпринимательской среде, какие позитивные тенденции видите?
— Позитивный тренд — бизнесмены стали более опытными. Если бы я делал подобную презентацию семь лет назад, то меня просто бы не поняли. А сегодня понимают. Бизнес стал «взрослее».
Справка «ВГ»
Кристер Ферлинг — генеральный директор и создатель компаний в Западной Европе, работает в этой сфере на протяжении 30 лет. Активный собственник. Успешно создал и продал семь компаний, член совета директоров нескольких западноевропейских компаний. Специализируется на стратегическом планировании и разработке бизнес-концепций для быстрорастущих компаний, корпоративном управлении, реструктуризации предприятий и антикризисном управлении, разработке и внедрении программ корпоративного обучения.