Лучше бы нас снесли еще в 80-е, мы бы и забыли…
О предстоящем сносе нескольких домов в бывшей деревне рассказали местные жители. Около месяца назад они получили уведомления об этом, а недавно участки обмеряли специалисты из гипрозема.
Как выяснилось, под снос пойдут четыре дома с огородами, расположенные вдоль новой улицы Курчатова, рядом с мини-рынком. Когда сюда приедет бульдозер, пока неизвестно. По словам заместителя председателя горисполкома Казимира Гецевича, застройщик еще не определен.
Оформляются необходимые документы, разрабатывается градостроительный паспорт. В будущем под снос пойдет и северная часть деревни, напротив нефтебазы. Согласно генплану, вместо них появится еще несколько многоэтажек, рассказал главный специалист отдела реализации генплана управления архитектуры и градостроительства горисполкома Андрей Северин. По его мнению, в будущем эта часть областного центра станет одной из престижных для проживания.
Тех, кто испокон века в деревне, переселят в многоэтажные «коробки». Такому переезду не все рады.
— Мы с мужем получили участок в 1961 году. Строились, как говорится, на века и даже не думали, что когда-нибудь всё нажитое трудом разрушат. Вот недавно дети построили деревянную беседку… — рассказывает Ядвига Петровна, хозяйка роскошного двухэтажного особняка, который пойдет под бульдозер. — Лучше бы нас снесли еще в 80-е годы, мы бы и забыли. А теперь старым людям «скворечники» предлагают.
Переедут в «скворечники»
В бывшей деревне мы побывали две недели назад. Здесь осталось не больше 15 домов. Некоторые хозяева еще сажают в огороде, держат кур. О том, что несколько десятилетий назад здесь снимали известный советский фильм «Белые Росы», напоминают только колодец и бревно с памятной табличкой. Печное отопление, газ привозной, вода из колонки — коммуникаций, кроме электричества, до сих пор нет, хотя деревня стала городом почти десять лет назад. Старожилы еще помнят, как пешком ходили с автобусной остановки, что была рядом с «кирпичкой» (первый кирпичный дом Девятовки), и как участвовали в массовках на съемках.
— Наша корова Зорька снималась. Всем платили по 2 рубля, а ей — 5, потому что она больше остальных работала и стресс получила, пока ее вели к облисполкому, — рассказывает и смеется жительница дома № 20 Тереса.
Дом остался ей от родителей. Здесь женщина и живет, и работает. У нее свой бизнес — тротуарная плитка. Что будет после сноса, куда съезжать, пока не знает и надеется, что городские власти передумают.
Туалет — можно, а достроить комнату нельзя
Между тем сносить деревню планировали еще тридцать лет назад. И некоторые жители ждут этого с нетерпением. Ведь дома постепенно разрушаются, а капитально обустроить их по закону нельзя.
— Десять лет назад построил гараж, но так и не оштукатурил, потому что намечался снос. Вот и жду… — говорит местный житель Виктор.
По закону, если снос дома заложен в генплане до 2020 года, запрещено любое строительство, чтобы не удорожать проекты. Возможно только инженерное обустройство: к примеру, вместо печки провести газ.
Если же снос предполагается в срок до 2030 года — можно пристроить недостающие бытовые помещения — к примеру, кухню или санузел, но по минимуму, пояснили в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома. В районах ветхой застройки, где коммуникаций нет, обустройство разрешено по минимальным нормам, к примеру кухня — 9 метров.
Сейчас деревня выглядит как в конце «Белых Рос» — часть домов снесли, на их месте выросли высотки — почти вся спряталась за многоэтажки. Новая дорога, продление улицы Курчатова, поделила ее на две части. С одной стороны, возле мини-рынка, на холмике стоят четыре добротных дома. Они и пойдут под снос. Остальные, на противоположной стороне, напротив нефтебазы, убогие и полуразрушенные, пока не тронут. Но в перспективе, через пятнадцать лет, тоже снесут, а на месте домов и огородов появятся многоквартирные дома.
Как будут компенсировать огороды и дома
По закону, жители бывшей деревни Девятовки, чьи огороды, постройки, сараи будут снесены, вправе рассчитывать на денежную компенсацию за насаждения, а также на возмещение стоимости строений по рыночным ценам, но не меньше размера затрат, необходимых для строительства равноценного строения (Указ № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд»).
В тему
Где останется усадебная застройка, а где посадят высотки
Согласно генплану города, утвержденному в 2003 году с учетом изменений, новая усадебная застройка планируется в микрорайонах: Зарица (южнее Гожской улицы, рядом с индивидуальной застройкой), Грандичи, Барановичи-7–12 (появится около тысячи новых участков), Лапенки, Кульбаки (расширение существующей индивидуальной застройки, но подъезды к участкам с тыльной стороны размещаются на пашне, в связи с чем необходимо согласование с президентом страны), Заболоть (в части деревни, которая отошла к городу в 2008 году), Малаховичи, Фабричный (дополнительно около 20 участков), Погораны – Кошевники (если будет решен вопрос с изъятием пахотных земель), район улицы Большой Ольшанки.
В бывшей деревне Малыщино после уплотнения появятся участки под блокированную и индивидуальную жилую застройку. В Колбасино хоздворы «закроют» блокированными и индивидуальными жилыми домами со стороны многоэтажной застройки, где уже начали строить первый многоквартирный дом.
Территория южнее улицы Калиновского, ограниченная продлением проспекта Строителей и улицей Весенней, отведена под многоквартирную застройку с объектами общественного назначения. Многоэтажки предусмотрены на участке между улицами Горького и Толстого.
В районе проспекта Космонавтов и улиц Восточной, Белуша, Лидской планируются высотки с объектами обслуживания на первых этажах в домах вдоль указанных улиц. По улице Советских Пограничников до Орджоникидзе предполагается снос частного сектора с возведением на его месте современных домов.