Гидравлические испытания проходили в Волгодонском филиале «АЭМ-технологии» «Атоммаш», который входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш, сообщает пресс-служба компании АО «Атомэнергомаш» ГК «Росатом». Сама операция производилась в специальном стенде гидроиспытаний. Технологический корпус реактора ВВЭР-1200 был перемещен в стенд и установлен в проектное положение. Изготовленную крышку реактора соединили с корпусом при помощи шпилек главного разъема.
В соответствии с технологией в ходе испытаний в корпусе реактора создается давление 24,5 МПа с предварительным нагревом наружной стенки крышки до 60 градусов. В результате испытаний была подтверждена прочность и плотность основного металла и сварных соединений крышки реактора.
Крышка реактора — один из основных узлов верхнего блока, предназначенный для уплотнения главного разъема реактора и удержания внутрикорпусных устройств реактора от всплытия. Крышка имеет тарельчатую форму и представляет собой штампосварную конструкцию, состоящую из усеченного эллипсоида и массивного фланца. На поверхности расположены патрубки, служащие для крепления различных приводов системы управления защитой (СУЗ). Крышка реактора, как и его корпус, относится к оборудованию первой категории сейсмичности. Срок службы — 60 лет.
Для двух энергоблоков Белорусской АЭС предприятия АО «Атомэнергомаш» изготавливают свыше 50 видов оборудования: устройства локализации расплава, реакторные установки, верхний блок, комплекты парогенераторов, главные циркуляционные трубопроводы, главные циркуляционные насосы и другое оборудование. В общей сложности за период с 2013 по 2017 год будет изготовлено и отгружено свыше 4000 тонн уникального оборудования. Корпус реактора и парогенераторы для первого блока были отгружены заказчику в 2015 году.
Реактор представляет собой вертикальный цилиндрический корпус с эллиптическим днищем, внутри которого размещается активная зона и внутрикорпусные устройства. Сверху реактор герметично закрыт крышкой, на которой установлены приводы механизмов и органов регулирования/защиты реакторов, а также патрубки для вывода кабелей датчиков внутриреакторного контроля. Крепится крышка к корпусу шпильками. В верхней части корпуса имеются патрубки для подвода и отвода теплоносителя, а также для аварийного подвода теплоносителя при разгерметизации контура.
Проект реакторной установки типа ВВЭР-1200 для БелАЭС разработан входящим в Атомэнергомаш АО «ОКБ Гидропресс», который осуществляет авторский надзор и конструкторское сопровождение. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй — в 2020 году.
Справка «ВГ»
АО «Атомэнергомаш» — энергомашиностроительный дивизион российской государственной корпорации «Росатом», одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России. ОАО «Атомэнергомаш» — поставщик эффективных комплексных решений для атомной, тепловой энергетики, газовой и нефтехимической промышленности. Компания объединяет более 50 производственных, научно-исследовательских, инжиниринговых предприятий на территории России и зарубежных стран.
АО «АЭМ-технологии» было создано в 2007 году в структуре АО «Атомэнергомаш». В настоящее время в управлении АО «АЭМ-технологии» находятся головной инжиниринговый офис «АЭМ-технологии» в Санкт-Петербурге, филиалы АО «АЭМ-технологии» в Петрозаводске и в Волгодонске. Основные направления деятельности компании: комплексное производство атомных реакторов и оборудования реакторной установки ВВЭР, а также инженерно-консультационные услуги, в том числе конструирование и проектирование основного оборудования для АЭС.
Филиал ОАО «АЭМ-технологии» в Волгодонске обладает уникальным технологическим оборудованием, имеет в своем составе современный инжиниринговый центр и отлаженную единую систему управления и планирования предприятием, основанную на базе решений SAP. Предприятие изготавливает любое энергетическое, колонное, реакторное, теплообменное, корпусное, емкостное, котельное оборудование, пространственные машиностроительные конструкции, высокой степени готовности и в блочном исполнении. Территориальное расположение позволяет осуществлять отгрузку оборудования всеми видами транспорта, в том числе водным с собственного причала.