— На то есть ряд объективных причин, — пояснил французский посол. — Во-первых, необходимого финансирования все же нет. Во-вторых, в Гродненской области не так много вынужденных мигрантов. Но идею открыть в Гродно пункт временного размещения беженцев мы не оставляем.
Сейчас в Гродненской области около сотни вынужденных мигрантов. В основном это граждане Украины и лишь один — из Сирии. Не у всех есть статус беженца и не все за ним обращаются: многим удается получить вид на жительство либо статус дополнительной защиты.
К слову, вопрос трудоустройства беженцев — самый острый.
— Надо учитывать, что сейчас в Беларуси не самая благоприятная экономическая ситуация, — говорит представитель ООН. — Поэтому мы не всегда можем устроить человека туда, куда он хочет.
Представитель ООН успокоил: беженцы не составят гродненцам конкуренции при устройстве на работу.
Пенсионерка Лилия Николаевна до своего двадцатитрехлетия жила в Гродно, а затем уехала на Украину. В августе 2014 года вернулась сюда из Луганска. Ей удалось получить вид на жительство. Сейчас она получает пенсию в полтора миллиона белорусских рублей. Живет с сестрой.
— Денег не хватает, — говорит Лилия Николаевна. — Но во многом в Гродно лучше. Медицина тут намного качественнее, чем в Украине.
Станислав приехал с Украины полгода назад вместе с женой и двухлетним ребенком. Его жена работает, сам же он в поисках подходящего места. На родине служил в пожарной охране, похожую должность хочет получить и в Беларуси. Жан-Ив Бушарди и его коллеги пообещали устроить мужчину в МЧС.
Что касается приезжих из дальнего зарубежья, то в Гродненской области только один беженец из Сирии. Всего в Беларуси 103 человека из этой страны обратились за статусом беженца, из них 16 получили его, еще пятидесяти предоставили дополнительную защиту.
Жан-Ив Бушарди сообщил, что в конце декабря 2015 года белорусская делегация во главе с чиновниками из Министерства внутренних дел Беларуси встречалась в Женеве с представителями ООН. Обсуждалась возможность принятия в Беларусь большего числа сирийских беженцев. Речь шла и о том, чтобы пригласить в белорусские вузы сирийских студентов — в нашей стране они смогли бы окончить образование.
— Вопрос принятия беженцев касается не только Беларуси, но и всех стран Европейского союза, — сказал Бушарди. — Учитывая, что в Беларуси 9,6 миллиона жителей, принять 50–100 человек стране под силу. Не стоит забывать о том, что с 2014 по 2015 годы Беларусь приняла 160 000 вынужденных беженцев из Украины. Это было испытанием для страны, потому что все эти люди прибыли в короткий отрезок времени.
Справка «ВГ»
Те, кто ищут убежища в Беларуси, могут приходить в Белорусское Общество Красного Креста на ул. Ожешко, 1, тел.: 74-35-82, 74-35-34. Либо обращаться в службу по консультированию ОО «Белорусское движение медицинских работников» в Минске на ул. Ольшевского, 74, тел.:(017) 228-59-64.