Больше тысячи гродненцев пришли в Фарный костел, чтобы послушать знаменитую заупокойную мессу Моцарта вечером в среду, 17 февраля. Правда, сесть смогла только половина слушателей, остальные стояли весь часовой концерт.
Мистический «Реквием» пришло послушать, кажется, полгорода. В полной версии это произведение камерный оркестр и хор Гродненской капеллы исполняли впервые. Люди в костеле то и дело сталкивались со знакомыми, здоровались, обсуждали дела так, как встречаются на похоронах давно не видевшиеся родственники. Семьи с маленькими детьми, компании студентов, молодые люди поодиночке и пожилые пары. За десять минут до начала выступления невозможно было найти свободных мест. Слушатели не только заняли все лавки, но и примостились на ступеньках конфессионалов и боковых алтарей. В центральной части молитвенного зала и в боковых нефах аудитория стояла.
— Казалось бы, о Моцарте известно все. Но до сих пор осталось много вопросов: от чего он умер, где похоронен, как был связан с масонами? — начала концерт конферансье.
Загадочным остается и одно из самых известных произведений легендарного композитора. По преданию, к Моцарту пришел незнакомец в черном и заказал ему сочинить панихиду или реквием. Оставил гонорар и не ограничил мастера в сроках. Позже окажется, что некий граф скупал произведения талантливых музыкантов и выдавал их за свои. Но за этим реквиемом он так и не пришел. Больной Моцарт чувствовал близкую смерть и не мог отделаться от мысли, что пишет музыку к заупокойной мессе для себя. Он умер, так и не завершив реквием. За него это сделал ученик.
С первыми печальными аккордами под сводами храма некоторые достали платки и стали смахивать с глаз слезы. О пережитых эмоциях на выходе после концерта давали о себе знать заплаканные глаза и опухшие носы.
Двенадцать частей произведения музыканты исполняли с небольшими паузами в течение часа. Неопытные слушатели поначалу хлопали в этих перерывах. Кто-то все время перемещался по костелу в надежде где-нибудь присесть. Сухонькая бабушка лет восьмидесяти почти весь концерт простояла не шелохнувшись в самом конце костела, пока ее не заметили и не уступили место.
— Было очень хорошо. Час пролетел незаметно — я даже удивилась. Мы пришли просто послушать, это никак не связано с религией, — заметили женщины средних лет, пришедшие целой компанией.
— Мне не хватило акустики. Почему они решили, что в Фаре будет звучать лучше? — недоумевала слушательница.
— Остались только позитивные эмоции. В некоторые моменты удавалось полностью погрузиться в музыку, и она возносила куда-то вверх, — не скрывала восхищения молодая верующая пара.
— Спасибо большое! Очень понравилось. Такое мощное произведение! — подходили к организаторам благодарные посетители.
Многие выходили молча, погруженные в себя.
— Фарный костел выбрали для реквиема из-за акустики. А еще это околодуховное произведение как раз подходит для костела. Стульев решили не добавлять, чтобы не занимать ими место. Из-за них часть желающих не вошла бы, — пояснил сотрудник Гродненской капеллы Геннадий Марчук. — Кроме того, в боковых проходах ничего бы не было видно. В центре зрители в итоге все равно встали бы, чтобы лучше видеть артистов.
После выступления зал встал и аплодисментами не отпускал артистов, пока они не исполнили на бис самую известную часть «Реквиема» — слезную секвенцию Lacrimosa.
Справка «ВГ»
Фарный костел уже собирал тысячу любителей классической музыки одновременно. В октябре 2014 года Гродненская и Могилёвская капеллы совместно исполнили в главном католическом храме города Девятую симфонию Бетховена. Тогда произведение также слушали стоя.