Гродненские таксисты считают, что их услуги стали стоить слишком дешево, ведь цены на пассажироперевозку не менялись больше года. Причиной своих проблем водители считают брестскую фирму, которая появилась в городе год назад.
Главный принцип работы нового игрока — сделать такси доступным даже студентам, в то время как остальные гродненские перевозчики считают, что такси — это услуга для богатых. Чтобы погасить зреющий конфликт, крупные фирмы устно договорились повысить цены.
Зарабатывают два доллара в день
Таксисты рассказывают, что их заработок стал слишком маленьким, ведь цены не менялись уже больше года, а курс доллара значительно вырос. Стартовая цена на поездку начиналась с 20 тысяч рублей: сюда входили два километра пути, а за каждый последующий пассажир платил 5 тысяч рублей.
— Всегда, когда повышался доллар, мы поднимали цены, — говорят таксисты. — А страховки мы платим в валюте.
Дело в том, что далеко не каждая гродненская фирма имеет собственный автопарк и диспетчерскую фирму, поэтому большинство водителей в организациях — индивидуальные предприниматели, которые сами платят налоги, покупают страховки и заправляются. Водители подсчитали свои расходы в месяц: страховки, налоги, обслуживание банковского счета, предрейсовые осмотры, ремонт и другое. В случае, если в среднем таксист выполнит 10 заказов в день, то за вычетом всех расходов его чистый заработок составит около 53 тысяч рублей. В месяц при 22 рабочих днях это 1,1 млн рублей. Даже если водитель захочет взять в банке кредит под новый автомобиль, вряд ли он получит положительный ответ.
— Брестская фирма просто решила демпинговать наш рынок (искусственное занижение цен и вытеснение конкурентов. — Прим. «ВГ»), — разводили руками гродненские перевозчики. По их мнению, водителям стало невыгодно садиться за руль.
— За поездку на расстояние в три километра таксисты зарабатывали 28 тысяч, из которых 7 тысяч уходило диспетчерской фирме, — недоумевает директор такси «Степаныч» Валерий Полуйчик.
Низкие цены — это реально?
Мы решили разобраться, почему одной фирме выгодно во-зить пассажиров по низким ценам, а другие перевозчики мало зарабатывают.
— Наши принципы работы основаны на том, чтобы сделать наши услуги доступными для всех, — говорит директор «Такси СИТИ» Алексей Шевченко. — Мы достигаем этого потому, что снижаем издержки.
Во-первых, у фирмы есть свой автопарк и штат таксистов со стабильным окладом от 4 миллионов рублей. Это позволяет не нанимать ИП. Во-вторых, водители ездят на новых автомобилях, которые реже ломаются и дешевле в обслуживании из-за договоренностей с СТО — там ремонтируют все автомобили фирмы, а их несколько сотен. Наконец, фирма разработала мобильное приложение, благодаря которому не нужно прибегать к услугам колл-центра. За сутки со смартфонов в Гродно вызывают такси около двухсот человек. Еще в конце января средняя поездка в такси стоила 35 тысяч рублей за 5 километров.
Эти меры привели к тому, что служба быстро завоевала рынок такси: за полгода услугами воспользовалась треть населения города. По мнению Алексея, нынешние службы такси не хотят модернизировать свои услуги и внедрять новые технологии.
Поездка подорожала на 20 тысяч рублей
Недовольство гродненских перевозчиков началось еще в прошлом году, когда новая фирма с низкими ценами пришла в город. Конфликт перешел в активную фазу в начале февраля: таксиста брестской фирмы избили, а на диспетчерскую обрушились сотни ложных вызовов.
На минувшей неделе директора встретились, чтобы решить, как погасить нарастающее напряжение. Итогом стало повышение цен. Перевозчики договорились, что водители смогут возить горожан по одинаковой цене — 20 тысяч рублей за километр, а за каждый последующий брать с клиентов по 7 тысяч рублей. В результате, если раньше человек за поездку на 5 километров платил 35 тысяч рублей, то сейчас он отдаст 55 тысяч.
По сути, своим решением гродненские перевозчики укрепили конкурента, ведь брестчане смогут зарабатывать больше, не повышая расходов на издержки. Тем не менее директора считают это пока единственно верным решением, чтобы погасить конфликты в городе.
Перевозчики также опасаются, что проблемы в городе создают нелегалы.
— Транспортной инспекции проще наказать легального перевозчика, — считает Валерий Полуйчик. — Штрафы за незначительные нарушения очень велики и чреваты лишением лицензии. Мы обращались с инициативой организовать в горисполкоме круглый стол и вместе решить, как бороться с нелегалами. Ждем, когда назначат встречу.
Попавших в беду таксистов защитят
Директор такси «Степаныч» Валерий Полуйчик предложил гродненским таксистам создать ассоциацию и вносить в общественный фонд символический взнос. Организация нужна для того, чтобы защитить таксистов и помочь им в случае конфликтных ситуаций. Эту идею поддержали большинство перевозчиков.