Сейчас квартиру наполняют и детский смех, и детский плач. В комнатах — горы разбросанных игрушек, на кухне — комки упавшей каши. Димка с Дашкой уже ссорятся из-за кукол и машинок и даже дерутся. Но больше всего плача и споров из-за мамы. С криками «Мама моя!» они обхватывают Елену, пытаясь спихнуть с ее колен друг дружку...
Алексей и Елена мечтали о детях десять лет. Устав от походов по врачам и диагноза «бесплодие», решились усыновить шебутного Димку. А через несколько месяцев узнали, что сами стали родителями.
Алексей и Елена* познакомились еще в университете и поженились до распределения. Везде вместе: она — стремительная и деловая, он — неторопливый и вдумчивый. Помогали друг другу с контрольными и экзаменами, а потом и с работой. Обустраивали дом и путешествовали. На редкость хорошие отношения сложились с родителями. Прошло несколько лет. Казалось, всё устроилось в личной и профессиональной жизни, и супруги задумались о детях. Но подруги и коллеги уходили в декрет, а Елена только пожимала плечами: дескать, не пришло еще время. Обследования, рекомендации, советы не давали результата.
Курсы лечения удлинялись и усложнялись. «Можно записаться на прием?» — стало привычной фразой. Вновь — поликлиники, больницы, частные медцентры…
В итоге паре поставили диагноз «бесплодие». Медики обнадеживали, что иногда его снимают, «всякое бывает» и «нужно пробовать». Родственники, друзья и знакомые наперебой предлагали новые методы. Но напряжение нарастало с каждым месяцем. Расспросы окружающих «А когда уже?» докучали и раздражали всё больше.
«За что это происходит именно с нами? Почему именно мы не можем родить детей?» — изо дня в день задавались вопросами супруги.
Пара знала, что у них может быть ребенок. Несколько лет назад тест показал две полоски, но… беременность оказалась внематочной. Елена предполагала, что после операции что-то внутри могло нарушиться. А может, дело в неправильном питании и образе жизни?.. Вопросов было больше, чем ответов. В ход вновь и вновь шли полезное питание, зарядка, отдых и новые лекарства. Последней надеждой казался метод искусственного оплодотворения. Семья отважилась и на этот шаг. Но процедура не помогла.
Остался еще один шанс — усыновление.
— Не раз заходил разговор, чтобы взять малыша. Но, положа руку на сердце, сомневались. Будем ли хорошими родителями не своему ребенку? Полюбим ли его? Не будем ли по-прежнему ждать рождения своего? Откладывали эти мысли до последнего, — вспоминает Елена.
Но вдруг стало понятно, что ждать больше нечего. На Новый год некому было ставить елку, бабушкам некого было нянчить, а в просторной квартире становилось все тише. Хотелось любить кого-то еще, кроме друг друга.
— Позвонили в Дом малютки. Оказалось, нужно снова ждать — усыновить младенцев хотят многие. Мы проходили собеседования, они оценивали наши условия жизни, готовили документы. Все заняло около года.
Выбирали не долго. Увидели смешливого, шебутного Димку, и почему-то захотелось взять именно его. Поняли, что он останется у нас. Ему еще не было годика, — улыбается молодая мама, и ее глаза тоже улыбаются.
Декрет наступил внезапно. Сразу закрутились в хлопотах: стирки, утюжки, ежедневные уборки. Помогали и подсказывали родители. Елена в роли мамы начала недосыпать, похудела, поднимать потяжелевшего сынишку становилось все труднее, на прогулках уже не поспевала за маленьким сорвиголовой. Списывала все на усталость. А потом начало мутить по утрам…
— Я не верила до последнего. Наконец решилась сделать тест на беременность… Недавно нашей Дашке исполнился годик.
— Правда, бывает очень тяжело. Проснусь ночью и плачу, что так устаю. И, кажется, никто не понимает. Но то, что я получаю взамен, ни с чем не сравнится. Когда Дашка первый раз сказала «мама», я расплакалась. А потом она сама пошла — а я снова сижу и плачу.
— Чудо просто так не происходит, — уверен Алексей. — Дело не в сиюминутном счастье или везении, а в промысле божьем. Именно через Димку наша семья обрела и дочушку.
— На все свое время. Наше время быть родителями уже пришло. Но с третьим мы чуть-чуть подождем, — добавляет Елена.
*Имена героев истории изменены
Бесплодие появляется из-за страха перед детьми
Психолог Юлия Эйсмонт:
— Явление, когда бездетная пара сначала усыновляет ребенка, а потом сразу рожает своего, распространенное. Часто женщина из-за сильного бессознательного страха перед детьми, страха родов, страха перед тем, что «ребенок — это навсегда», или похожих опасений «блокирует» свою детородную функцию на психосоматическом уровне и не может забеременеть. А после усыновления родители начинают справляться со своими обязанностями, становятся более зрелыми и расслабляются, отпуская прежние тревоги. Кроме того, фокус внимания с невозможности зачатия и страдания смещается на воспитание малыша и уход за ним.
В итоге снимаются мышечные зажимы. Все это дает возможность зачать своего ребенка.