В Гродно все больше предпринимателей предпочитают открывать небольшой бизнес. С одной стороны, в сложные финансовые времена его легче свернуть, с другой — не требуется глобальных затрат для запуска. Мы выделили несколько актуальных видов заработка, за которые рискнули взяться горожане.
Муж на час
«Домашний мастер» — вид бизнеса, который стал своеобразным конкурентом городским ЖЭСам. Предприниматели и частные фирмы за приемлемую цену оказывают мелкие услуги по хозяйству в квартире и офисе — вешают полки, карнизы, люстры, меняют розетку, подключают бытовую технику. Найти подобные объявления можно в газетах и в интернете. Такой вид заработка поддержал многих мужчин, которых уволили или сократили из-за кризиса. Например, гродненский мастер Евгений готов повесить люстру в кухне за 50 тысяч, карниз — за 100 тысяч, вкрутить розетку — за 80 тысяч рублей. Если работы по дому много — на общую сумму заказа сделает скидку.
В Гродно российскую франшизу Fast&Shine купили два бизнесмена, однако пока работает только один. Суть бизнеса в том, что автомобили обрабатывают специальным чистящим составом прямо на парковках (около супермаркетов, рынков, бизнес-центров) без использования воды. В Гродно этим новшеством можно воспользоваться около рынков Южного и «Короны», говорит владелец бизнеса Дмитрий Крипень. В основном клиенты — предприниматели. Пока продавцы заняты делом, мойщик на парковке чистит автомобиль. Стоимость услуги зависит от размера машины и колеблется от 70 до 90 тысяч рублей. Если мобильная автомойка выезжает к клиенту, к основной плате добавляется 30 тысяч рублей. Сейчас у гродненского бизнесмена около 300 клиентов, и он планирует развиваться дальше. Кстати, по франшизе Fast&Shine в Беларуси уже работает около десяти моек. Такой же бизнес есть и в Бресте.
В Гродно частные флористы делают композиции из живых цветов, которые могут храниться не неделю, а 3–5 лет. Технология на руку и клиентам — цветы не нужно поливать, ухаживать за ними, а выглядят они как только что срезанные с грядки. Главный секрет в том, что зелень обрабатывают специальным раствором. Для обслуживания достаточно одного-двух мастеров, которые могут работать как ИП, быть работниками магазина цветов или свадебного агентства. Используют композиции в декоре помещений и изготовлении аксессуаров. За границей это популярный бизнес, востребованный индустрией моды, дизайнерами, в свадебных салонах. У нас же пока об этом мало знают, поэтому большой популярности нет. Да и цена кусается — букета может стоить до 3–4 миллионов рублей.
В городе в частных магазинах стали проводить культурные мероприятия. Так, в этнокраме «Ц» торгуют сувенирами от белорусских ремесленников и вместе с этим организовывают культурные акции и творческие встречи. По словам хозяина магазина Андрея Нестеровича, с точки зрения прибыльности бизнес не самый лучший. Однако деньги не нужно ставить во главу угла. Предприниматель решил продвигать благородную цель — белорусское среди белорусов. А еще хочет сломать стереотип, дескать, наша культура — это нечто деревенское, «колхозное». В магазине работает сам Андрей и его жена. Чтобы бизнес развивался, планируют больше рекламировать свое дело. Таким образом, будут развиваться не только их магазин, но и ремесленная торговля, а по цепочке — и белорусская культура.
Кафе в формате «кофе с собой» — небольшие заведения максимум на десять посадочных мест. Бизнес ориентирован на то, что горожане могут купить горячий напиток и несколько десертов и пойти по своим делам. Вложений больших не требуется. Достаточно максимум десяти тысяч долларов, небольшого помещения и двух работников. В Гродно за последние два года появилось несколько подобных кофеен. Некоторые открывают их по уже известным в Беларуси франшизам, другие делают собственными, авторскими заведениями. Как говорит владелец франшизы «Кофе Саунд» в Беларуси Никита Чаков, этот формат кафе — достаточно новый для нашей страны. Однако в России и Украине стал очень популярным. Причина — ускорение ритма жизни и внедрение новых технологий.
Экономист, аналитик Леонид Злотников считает, что в условиях спада доходов населения более стабильным будет бизнес, который занят рециклированием (переработкой и восстановлением) материалов и вещей — например, разные виды ремонта — обуви, одежды, бытовой техники. Люди вместо покупки новой мебели или техники пойдут чинить старую. Они не так часто будут менять автомобили, поэтому увеличится спрос на услуги автосервисов.
— Если это не торговля и не нужны санитарные сертификаты, получение которых довольно непростая процедура, если это небольшой производственный бизнес или занятие не связано с импортом товаров, то в наших экономических условиях можно неплохо работать, — говорит эксперт. — Но здесь важнее не макроэкономическая ситуация (условия для импорта и экспорта, курсы валют и т. д.), а умение хорошо чувствовать, прогнозировать положение на будущее и обязательно принимать защиту от рисков. Новые налоги и какие-либо изменения определяться вместе с принятием бюджета на 2016 год. И в течение года они не должны меняться. Поэтому бизнесмены могут уже сейчас продумать, как действовать и чем заняться в следующем году.