Доставка корпуса — уникальная и сложная логистическая операция. Главную установку будущей АЭС изготовили в Волгодонске и 14 октября отправили на специальной барже по воде, рассказала директор по информационной политике ГК «Спецтяжавтотранс» Татьяна Степанова. Размеры корпуса реактора впечатляют: вес — более 330 тон, высота — около 10 метров, диаметр примерно 4,8 метра. В Великий Новгород реактор прибыл 10 ноября. Для перевозки по городу пришлось временно размонтировать троллейбусные пути, укрепить асфальт и перекрыть движение на трассе Новгород — Санкт-Петербург. К этому времени из Москвы прибыли железнодорожные платформы для негабаритного груза. Перегрузка реактора на железную платформу стала новым испытанием — рабочие выверяли каждый миллиметр, так как смещение даже на один сантиметр могло опрокинуть установку.
Из Великого Новгорода до Островца ценный груз повезут очень медленно. Платформа с корпусом будущего реактора будет путешествовать по железной дороге Новгородской, Псковской, Смоленской областей. В середине декабря груз прибудет в Беларусь для монтажа.
Кто везет реактор?
Доставкой таких специфических грузов занимается компания ГК «Спецтяжавтотранс». Она создана еще в СССР 70-е годы и является родоначальником отрасли перевозок негабаритных тяжеловесных грузов. К слову, компания имеет мировой рекорд по доставке самого тяжелого груза автомобильным транспортом и рекорд Европы по доставке тяжеловесных грузов речным транспортом.
Какой путь прошел атомный ректор?
С завода-изготовителя до причала Цимлянского водохранилища в Волгодонске корпус реактора везли на специализированной автомобильной технике. Там начался речной этап транспортировки вверх по Волго-Донскому каналу (мимо Саратова, Самары, Ульяновска, Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Череповца), затем — по Волго-Балтийскому каналу, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру, вверх по реке Волхов до причала в Великом Новгороде.
Справка «ВГ»
Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт. Для ее строительства выбран проект «АЭС-2006», который учитывает современные требования к надежной работе станции, в том числе выработанные по итогам аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии.