Жизнь с болезнью
У меня ДЦП. Это напрягает. В семь лет я убеждал свою первую учительницу, что хочу ходить на физкультуру. Она говорила не «зачем тебе это надо?» — она говорила «нельзя». «Если с тобой что-нибудь случится, отвечать не тебе, а нам». А потом все пошло по накатанной — никто не хотел брать ответственность и помогать. Привыкаешь к этому. Даже когда пришел тренироваться, первое время пришлось долго договариваться с моим тренером Дмитрием. Я его убеждал как мог: я хочу, давайте посмотрим, что получится. Если ничего не получится, то уже бог с ним. Сначала тренер был не в восторге от работы со мной. А потом втянулся, появился какой-то азарт. Смотрит, что прогресс пошел. Увидел, что у меня получается, и начал отдаваться этому делу. Через полгода я уже мог самостоятельно тренироваться.
Идея
Пришел в зал из-за девушки. Наверное, очень многое, если не все в этой жизни делается ради прекрасных и нежных. Хотя, конечно, не только Она была причиной. Мне было 22 года. Самое время разобраться с собой, поменять что-то в себе, в окружении. Всё куда-то движется, а куда — не вполне понятно. Я решил, что в любом случае, даже если не понимаю, то лучше буду красивым, сильным, подтянутым, здоровым, чем больным и неуверенным. Не сказать, что раньше об этом не думал. Но все-таки страх, лень преобладали. А девушка стала тем главным, самым важным импульсом.
Особенности занятий
Моя правая рука значительно слабее, чем левая. То же и с ногой. Организм, я знаю с детства, старается это компенсировать. Да, были проблемы с тягами. Когда я их делал, правая рука срывалась, потому что ей не хватало силы. Левая еще как-то тянула, хотя была слабая, а правая вообще не могла держать. Но все преодолимо. Помню, как тренер клал свою руку на мою правую и тянул вместе со мной. Теперь уже этого не делает.
Первые результаты
Результаты начали появляться практически сразу. Раньше я был толстый. А теперь худой. Вес иногда доходил до 80, а сейчас — 72. За месяц-другой тренировок лишние килограммы ушли. А потом пошло наращивание силы и массы, как обычно бывает. Единственное ограничение, которое ставит болезнь, — это веса. Если бы был здоров, то ставил бы веса потяжелее. И нагрузка у меня меньше. И работать надо дольше. А больше всего нравятся базовые: подтягивания, жимы и приседания. На раз могу килограмм 80 выжать. В силовой раме могу присесть с 70 килограммами.
Первые соревнования
Когда тренер предложил поучаствовать в соревнованиях, я жутко смутился и растерялся. Он говорил, что это у нас, в Беларуси, что я буду заявлен как человек с ограниченными возможностями. «Съездишь, отдохнешь, с людьми пообщаешься, себя покажешь. Это же не «Мистер Олимпия». Только для себя», — подбадривал. В общем, я согласился и начал готовиться. Массу набрал. Потом «сушился». Я не понимал, чего от меня требуется. А мне сказали: соли нельзя, сахара нельзя, только вода, зеленый чай, обезжиренный творог, немного каш, говяжье мясо без соли. Причем в течение месяца. И ты вроде бы поел, но сытости не чувствуется. Ходишь — голову водит. Как-то однажды сорвался с непривычки. Приехал к сестре, а у нее из кухни такие запахи… Но это было лишь раз. А за неделю до соревнований вообще ел только белый рис. Соревнования мне понравились. Было интересно. Весело. Мы долго ехали до Мозыря на машине и много разговаривали. Правда, с организацией было не все хорошо. Но это не важно.
Выход
На соревнованиях нас было двое. Был еще мальчик, у которого проблемы с позвоночником. Нам хлопали, очень сильно хлопали. Когда представляли, ведущий сказал, что в этой номинации нет проигравшего и нет победителя, здесь все победители, потому что эти люди уже преодолели себя. Зал громче зааплодировал. Что меня еще больше выбило из колеи. Хлопали, поддерживали, а я смущался сильнее. Ведь все делается не ради одобрения со стороны… Хотя и поддержка важна. Дима не говорил мне: выступишь, покажешь, чего стоишь. Он говорил: выступишь, пообщаешься с людьми, развеешься.
Снова про болезнь
Что изменилось во мне? Появился характер. Я стал упрямым, волевым. Но, если быть уж совсем откровенным, могу сказать, что тайский бокс принес мне больше пользы, чем «качалка». В тренажерном зале ты качаешь мышцы — они растут, но закрепощаются и зажимаются. А тайский бокс — подвижный спорт.
Чемпионат Европы
Опять же тренер предложил. Соревнования намечались в Харькове. Поехал. Нас было четверо. Я стал вторым. Выиграл Нияз Измайлов. Видно, что он вложил в себя немало средств. В большей степени результат зависит не от того, сколько ты тренируешься, а от того, что способен вложить в себя. Ты можешь круто тренироваться, но если не будешь восстанавливаться, правильно питаться, то прогресса не будет. Перед Харьковом потратил 150 долларов. Для меня тогда существенная сумма. А организация оказалась еще хуже, чем у нас. В целом тот период был стрессовым и тяжелым: переживания, нервы, напряжения, тренировки, «сушки».
Евгений Шейко (справа) на Чемпионате Республики Беларусь по фитнесу и бодибилдингу
Тренировки
Почему так мало ребят с ДЦП идут в тренажерный зал? Наверное, по той же причине, что и здоровые люди не стремятся дать себе нагрузку на спортплощадке. Не все же тренируются. Дэцэпэшники такие же люди. Возможно, у каждого свои задачи — кто-то рисует, кто-то поет. Хотя считаю, что нужно объективно оценивать свои силы и бороться со своими слабостями. И здоровый, и дэцэпэшник, если видят цель, должны приложить максимум усилий, чтобы ее достичь. Почему многие так не делают? Страх, лень, возможность быть непонятым. Но есть один ответ — тренироваться. Когда я пришел, тоже волновался, хотелось бросить. Я злился на себя, на ту девушку. Но когда тебя зальет потом и мысли останутся только «базовые»: попить воды, отдохнуть, — вот тогда ты реально становишься уверенным в себе и уже не важно, что о тебе думают, нравишься ты кому-то или нет. Тогда ты и будешь знать, чего на самом деле стоишь.
Справка «ВГ»
Евгений Шейко — чемпион Беларуси и серебряный призер чемпионата Европы по версии Федерации модельного фитнеса и бодибилдинга в категории людей с ограниченными возможностями. Родился в Гродно, 27 лет. Оператор на ОПС № 29. Занимается в тренажерном зале более трех лет. У Евгения с рождения поражена правая сторона тела.