Бизнесменам из Гродненской области предлагают открывать кафе, рестораны или сдавать в аренду шоколадные фонтаны. Наш регион лидирует среди областей по числу заявок на франшизы и находится на одном уровне с Минском. Это стало известно на международном форуме «Франчайзинг. Беларусь-2015».
По данным ассоциации «Белфранчайзинг», в нашем регионе предпринимательская активность выше, чем в других областях.
— Например, гродненский производитель сувенирных изделий «Кажан» разработал свою франшизу и продает ее в России, Украине и Казахстане. Этой осенью в Гродно по франшизе заработал магазин латвийской косметики Dzintars. Кроме того, к открытию готовится крупнейший в стране торговый центр компании «Тринити», к наполнению которого также активно привлекаются владельцы франшиз, — говорит председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.
Грубо говоря, на форуме продавали право работать под торговой маркой. Вдобавок владелец бренда предоставляет готовую маркетинговую стратегию и сопровождает бизнес на протяжении всего сотрудничества. Плюсы в том, что так он экономит на инвестициях, а инвестор страхуется от банкротства.
Всего в белорусском каталоге франшиз около 250 брендов, в 200 случаях владельцы активно ищут партнеров. Предложения самые разные — вложить предлагают от 1,5 тысячи до полумиллиона долларов. Минимум затрат — розничная торговля через автоматы (кофе, шоколадки) или услуги. Франшиза турагентств стоит около 3–4 тысяч долларов. До 10 тысяч долларов — право на розничную торговлю брендовой косметикой. Сотни тысяч долларов стоят услуги общепита или розничная торговля известными марками.
— В Беларуси бизнес по франшизе не так активно развит. Но вот россияне на примере предыдущего кризиса показали, что эта одна из немногих отраслей, которая не только не упала, но даже выросла, — рассказывает Ольга Леонтьева. — В период кризиса люди боятся рисковать и ищут проверенные решения. А здесь сразу дают готовую модель, говорят, сколько нужно денег на запуск и когда они вернутся.
Кроме того, тебя каждый день консультируют. Это позволяет заняться бизнесом даже тем, кто не имеет предпринимательского опыта.
Как показывает практика, белорусские бизнесмены активнее всего покупают национальные и российские франшизы.
— Больше всего интересен общепит типа «фастфуд», розничная торговля товарами и услугами для детей, товарами и услугами здорового образа жизни, бизнес в интернете, — добавила Ольга Леонтьева.
5,5 тысячи долларов: кафе с розничной торговлей кофе и кофе на вынос
По словам директора сети «Кофе Саунд» Никиты Чакова, для старта бизнеса достаточно 5,5 тысячи долларов. В Беларуси уже открыто семь точек сети, запускается еще семь. В прошлом месяце заработало кафе в Волковыске, с начала декабря откроется кафе в Гродно на улице Ожешко. Действующие кафе приносят в среднем 50–70 миллионов рублей в месяц. Рентабельность — около 25 %. За работу под брендом «Кофе Саунд» его владельцу ежемесячно нужно платить 5 % от выручки (начиная с третьего месяца работы). Окупаемость точки — около года.
15 тысяч долларов: ресторан
По словам специалиста по франчайзингу PizzaSmile Евгении Прокопенко, стоимость франшизы — 15 тысяч долларов. Однако в ресторанный бизнес нужны большие финансовые вложения — минимум 100 тысяч долларов. Ежемесячно владельцу франшизы нужно будет платить 4,5 % от выручки. В Гродно работают два кафе ресторанной сети и оба в собственности предприятия. Первый договор по франшизе компания подписала в этом году с бизнесменом из Жодино.
36,1 тысячи долларов: спортивный клуб
Как рассказала представитель бренда FitCurves в Беларуси Александра Волкова, франшиза стоит 36,1 тысячи долларов (на 10 лет). Кроме этого, чтобы открыть клуб, необходимо от 9 до 27 тысяч долларов — на аренду помещения, мебель, ремонт. Ежемесячно владельцу бренда нужно перечислять 650 долларов. В октябре 2014 года в Гродно по такой франшизе открылся первый спортклуб, который на сегодняшний день себя окупил. Всего под брендом FitCurves в Беларуси работает более 20 клубов.
С 2006 года в Беларуси было зарегистрировано 202 договора франчайзинга. Из них большая часть — национальные франшизы для белорусских предприятий. По оценкам ассоциации, реально действуют в стране около 700–800 подобных договоров. Национальных предприятий, которые продают свою франшизу в стране и за границей, — 40–50.
Франшиза — вид предпринимательства, основным принципом которого является передача права пользования брендом, то есть именем компании. Например, фирма «МакДоналдс» работает по франшизе, следовательно, под ее вывеской в городах Беларуси и мира действуют местные бизнесмены, выплачивающие ежемесячные отчисления за пользование известной маркой. При такой сделке заключается договор франчайзинга.