Две тысячи костюмов и тысяча пар обуви — весь запас театральных туалетов с трудом вмещается в четырех складских помещениях драмтеатра. К каждой премьере шьют как минимум пятьдесят эксклюзивных нарядов. Спектакль могут убрать из репертуара, но ни одно платье никогда не выбросят.
У постановок жизнь короче, чем у нарядов
В самой большой в Гродно костюмерной хранится одежда для спектаклей, которые уже не идут. Более тысячи туалетов висят вплотную. Здесь можно примерить «образ» нищенки, королевы и даже гейши.
Передвигаться внутри хранилища можно лишь вполоборота, а отыскать нужное платье может только начальник костюмерного участка Людмила Цырук. В комнате мрачновато, вещи как будто «забыты» актерами.
— В платье Барбары Радзивилл из спектакля «Чорная панна» на сцену не выходили много лет, но оно — из моих любимых. Посмотрите, какая вышивка, бархат с люрексом, богатые украшения. В нем играла Елена Луценко-Гайдулис, к сожалению, ушедшая из жизни несколько лет назад. Каждый раз мне хочется взять это платье и сделать из него что-то другое, но почему-то не осмеливаюсь, — вздохнула женщина.
Такие ценные экземпляры Людмила оставляет для музея театра, но в основном всем «списанным» туалетам дают вторую жизнь.
— У постановок жизнь короче, чем у нарядов. Полсотни спектаклей уже не идет на сцене театра, но ни один костюм не оказался на свалке. Многие из них «реставрируют» для новых постановок, используют в театральных капустниках и на концертах. Был у нас мундир, но к нему нужны были царские погоны. Наши мастера из бутафорского цеха изготовили чеканку по эскизам, которые подобрали из книг, — объясняет Людмила, показывая погоны на синем мундире военнослужащих императорской России.
Они словно живые
Людмила работает в театре уже 15 лет и к нарядам относится с особой любовью: для нее это не просто вещи — они словно живые.
— Ой, а это упала «принцесса на горошине»! — восклицает Людмила Цырук, аккуратно подбирая с пола бордовое бархатное платье в мехах и стразах.
Она знакомит нас со второй костюмерной. В комнате напротив кабинета главного режиссера хранятся костюмы спектаклей из текущего репертуара. Атмосфера здесь сразу отличается: в помещении площадью около 30 «квадратов» светло и просторно, а платья на вешалках еще совсем новые.
В глаза бросается темно-серая шинель Акакия Акакиевича, в который так талантливо показал метаморфозу личности «маленького человечка» в мире чинов актер Сергей Куриленко. Рядом висят костюмчики заводных стюардесс из комедии «Боинг-Боинг». Глядя на красные брюки и приталенный пиджак миниатюрной американки Мэри, вспоминаю, с какой страстью актриса Мария Мелешко бросалась с поцелуями на «жениха Бернара».
— В эту комнату забегаю каждый день: актеры приходят за час до спектакля, нужно все примерить, что-то аккуратно подправить. Каждая деталь важна. Когда я смотрю спектакль, первое, на что обращаю внимание, — «чтобы костюмчик сидел», — отметила Людмила.
Бабушкины тапочки вместо эффектных шпилек
Ухаживать за костюмерными непросто: помещения нужно проветривать, одежда должна аккуратно висеть. В театре есть собственная прачечная.
Особого внимания требует обувная — здесь всё должно быть на своих местах. У каждого актера — отдельная полка. Если туфлей с избытком, их складывают в коробки.
— Перед спектаклем мои помощницы разносят обувь по гримеркам. У нас около тысячи пар обуви. Представьте, что будет, если в коробку, где лежат эффектные леопардовые шпильки актрисы из спектакля «За двумя зайцами», попадут бабушкины туфли из «Девичника над вечным покоем», — рассказывает Людмила.
Интересно, как можно разобраться, когда в крохотной комнатке помещаются на одном стеллаже и галоши, и шпильки, и домашние тапочки с элегантным пушком, и кирзовые сапоги? К слову, обувь для спектаклей шьют редко, обычно покупают в магазинах. Если нужно сделать бант из гипюра с брошью, снова на помощь приходит бутафорская мастерская.
…Казалось бы, увидеть две тысячи платьев — рай для каждой леди, но в костюмерных драмтеатра самое яркое впечатление оставила хозяйка — Людмила Цырук. Она, как добрая фея из сказки, заботливо хранит гардероб и с удовольствием готовит актеров к выходу на сцену, поправляя каждую пуговку.